Мы уже несколько раз писали о том, как важны малышам «на ручки» — это полезно для их физического и сенсорного развития. Сегодня закрепим полученные знания вместе с детским массажистом и специалистом по раннему двигательному развитию Игорем Новокриницким.
Кожа человека — отдельный и важный орган, которые считывает сенсорные сигналы и помогает их распознать. По сути, вся поверхность тела ребенка — это «приемник» новых для него тактильных ощущений, дающий «пищу» для развития его мозга.
К моменту рождения у младенца хорошо развита только лимбическая система, которая как раз отвечает за чувства и ощущения, — осязание в том числе. Поэтому язык прикосновений понятен малышу с первых дней. Тактильные ощущения важны и нужны для гармоничного развития центральной нервной системы и мозга в целом.
Во многих культурах новорожденного выкладывали матери на живот, и сейчас целесообразность этой практики подтверждена современными методами обследования: у младенца, находящегося в телесном контакте с родителем, стабилизируется частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела, уровень глюкозы крови; у женщины повышается концентрация окситоцина в крови — гормона, который помогает в формировании привязанности и связи между родителями и ребенком.
В последние годы в обиход вошло понятие «период донашивания», или четвертый триместр: так называют три месяца после родов, когда ребенок адаптируется к новому для него миру. Лучший вариант, когда эти три месяца младенец проводит на руках родителей.
Исследование, проведенное на недоношенных младенцах показало, что нахождение в тесном телесном контакте со своим значимым взрослым успокаивает малыша, дает чувство безопасности и формирует богатый сенсорный опыт, который стимулирует развитие.
Наша нервная система постоянно нуждается в тактильных стимулах. Если малыш с момента рождения и в течение длительного времени не попадает на руки к «своему» взрослому, у него начинается сенсорная депривация, которая приводит к отставанию в развитии в разных сферах: не совершенствуются движения, нет речи, в конечном счете замедляется и интеллектуальное развитие.
Все это можно наблюдать у детей, находящихся с рождения в детских домах. Когда ребенку не хватает сенсорного опыта, он может недостаточно осознавать себя, понимать, что происходит с его телом и с его эмоциональным состоянием.
массаж шантала в Индии, детский вариант массажа цигун в Древнем Китае (через одежду), массажные техники для грудничков в Африке и Индонезии;
пестование в Древней Руси и занятия детским массажем и гимнастикой в современной России;
совместный сон (особенно распространен в Африке и Бразилии);
слингоношение (изначально было распространено в Африке).
Интересное по теме
Слинги и эргорюкзаки: в чем прикол, как выбрать и как носить? Большой гид для начинающих
С самых первых дней много носите малыша на руках, поглаживайте, похлопывайте, тискайте, целуйте.
Купите иглобол — резиновый колючий мячик (диаметром шесть сантиметров) — и с трех месяцев катайте его по ручкам-ножкам-спинке малыша.
Вода во время купания также значительно обогащает сенсорный опыт малыша — в первые купания оберните младенца тонкой пеленкой и погружайте в приятную теплую воду медленно, перемещайте его в воде по ванне — так ребенок почувствует движение жидкости и ткани.
Также можно первые купания проводить в раковине, положив малыша на махровое полотенце. В конце купания оберните его полотенцем, а воду из раковины постепенно спустите: тяжелая мокрая махровая ткань облепит тело ребенка и он почувствует его границы.
Вкладывайте в ручки игрушки и погремушки из различных материалов (дерево, пластик, ткань, мех) и с различными текстурами: жесткие, мягкие, шершавые, гладкие.
Когда малыш станет постарше, введите «пачкающие» игры: рисование пальчиковыми красками и пеной для бритья. Добавьте занятия с разными сыпучими предметами: песком и крупами (рис/пшено/фасоль), а также лепку из пластилина, теста.
Интересное по теме
В каждой пылинке по две витаминки: почему быть грязным — полезно для ребенка
К тактильному опыту также относятся и ощущения от еды/питья. Давайте еду разных фактур, цветов, вкусов и температуры: твердую, мягкую, кислую, сладкую, пюреобразную, липкую, холодную, крошащуюся. Вода может быть обычная и минеральная с пузырьками газа, с добавлением фруктов и пряных трав.
Когда малыш начнет самостоятельно передвигаться, делайте ему полосу препятствий: пролезть через тоннель, проползти по подушкам, забраться на лесенку, проскользить по полу, пробалансировать на одной ноге.
Возитесь с ребенком на полу — обнимайтесь, толкайтесь, прижимайтесь, щипайтесь, но останавливайтесь тогда, когда ребенок тем или иным способом заявляет о дискомфорте.
На улице пускайте ползать/ходить по траве, лужам, песку, камешкам, земле, разрешайте залезать на деревья и продираться сквозь заросли.
Подросших детей учите ездить на беговеле, самокате, велосипеде, роликах, играть в мяч, прыгать через скакалку и на батуте.
А самым доступным и целенаправленным средством для получения грудничком сенсорного опыта можно считать детский массаж, который проводит малышу его родитель — значимый взрослый, поэтому я призываю всех мам и пап заниматься массажем самостоятельно, а не доверять его чужому человеку.
О том, как делать массаж малышу, можно почитать вот тут. А о игровых техниках массажа для детей постарше — вот здесь.