Поколение Z и уборка: молодежь стыдится бардака, но все равно не убирает

Почему это происходит и как зумеры решают проблему?

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Чистота и состояние жилья становится все более болезненной темой для современной молодежи. Согласно недавнему опросу, проведенному Swiffer и Talker Research (2025), 45% представителей поколения Z и миллениалов стыдятся состояния своих комнат. Они не хотели бы, чтобы их увидели гости, особенно если те приходят без предупреждения. Причем 31% признались, что не убирали хотя бы одну комнату более полугода. Около 70% опрошенных признались, что им проще терпеть плохую погоду или неловкую встречу, чем вымыть полы. И похоже, это не просто лень, а симптом более глубокой социальной и психологической проблемы. Об этом пишет издание The New York Post.

Почему молодые люди избегают уборки?

1. Прокрастинация и усталость

Опросы показывают, что молодые люди настраиваются на уборку около трех часов, даже если сама она занимает меньше времени. Часто уборка воспринимается как эмоционально сложная задача — особенно если в комнате сильный беспорядок.

2. Недостаток навыков и жизненного опыта

Почти 50% представителей поколения Z признают, что чувствуют себя неподготовленными к управлению домашним бытом: у них нет привычки убираться, они не знают, с чего начать или как организовать процесс. Некоторые боятся испортить мебель или технику, поэтому откладывают даже базовые действия вроде мытья плитки или стиральной машины.

3. Перфекционизм и страх несоответствия

Молодые люди часто откладывают уборку, потому что боятся сделать ее «неправильно» или недостаточно хорошо. Это усиливается влиянием социальных сетей, где идеально организованные комнаты и «домашняя эстетика» становятся нормой. В итоге реальная комната вызывает у человека чувство вины и стыда.

4. Смена приоритетов

Для многих зумеров и миллениалов куда важнее психическое здоровье, отдых, работа и общение. Уборка воспринимается как дополнительная нагрузка, а не как способ заботы о себе.

И все же, молодые люди понимают, что совсем не убирать дома не получится. Пытаясь решить проблему, а заодно избавиться от связанных с уборкой негативных эмоций зумеры обратились к проверенному средству: создали тренд в социальных сетях.

CleanTok: уборка как новая форма удовольствия и терапии

На фоне стресса, связанного с беспорядком дома, среди молодежи неожиданно стал популярным тренд #CleanTok — направление, посвященное уборке, на TikTok.

Зумеры как всегда подошли к делу креативно и с душой. Уборка в ТикТоке из скучной обязанности превращается в процесс, который вдохновляет. Хэштег #cleantok набрал более 11 миллиардов просмотров по всему миру.

Что такое CleanTok?

В коротких видео с хештегом #CleanTok молодые люди:

— показывают трансформацию грязного пространства в чистое (так любимое всеми до и после);

— делятся лайфхаками: как отмыть плитку зубной щеткой, как быстро собрать мусор, как делать «генеральную уборку за 15 минут»;

— записывают ASMR-видео со звуками трения, брызг, щеток и пены;

— участвуют в уборочных челленджах: «убери под один трек», «5 минут на каждую зону» и д. р.

Как это работает:

Помните советы, которые часто дают родителям, приучающим детей к уборке? «Добавьте в уборку элемент игры», «Продумайте мотивацию и вознаграждение». Кажется, зумеры отлично адаптировали их под себя и в прямом смысле играют в уборку. А потом делятся результатами в соцсетях и получают лайки, комментарии и поддержку от других людей. Кроме того, на фоне тревожности и хаоса в жизни уборка становится той зоной, где контроль у тебя в руках. Бардак на глазах превращается в порядок. Тревога снижается. Хаос уходит, когда появляется структура. И если эта структура создана с помощью TikTok, то почему бы и нет?