Почему это происходит и как зумеры решают проблему?
Чистота и состояние жилья становится все более болезненной темой для современной молодежи. Согласно недавнему опросу, проведенному Swiffer и Talker Research (2025), 45% представителей поколения Z и миллениалов стыдятся состояния своих комнат. Они не хотели бы, чтобы их увидели гости, особенно если те приходят без предупреждения. Причем 31% признались, что не убирали хотя бы одну комнату более полугода. Около 70% опрошенных признались, что им проще терпеть плохую погоду или неловкую встречу, чем вымыть полы. И похоже, это не просто лень, а симптом более глубокой социальной и психологической проблемы. Об этом пишет издание The New York Post.
Опросы показывают, что молодые люди настраиваются на уборку около трех часов, даже если сама она занимает меньше времени. Часто уборка воспринимается как эмоционально сложная задача — особенно если в комнате сильный беспорядок.
Почти 50% представителей поколения Z признают, что чувствуют себя неподготовленными к управлению домашним бытом: у них нет привычки убираться, они не знают, с чего начать или как организовать процесс. Некоторые боятся испортить мебель или технику, поэтому откладывают даже базовые действия вроде мытья плитки или стиральной машины.
Молодые люди часто откладывают уборку, потому что боятся сделать ее «неправильно» или недостаточно хорошо. Это усиливается влиянием социальных сетей, где идеально организованные комнаты и «домашняя эстетика» становятся нормой. В итоге реальная комната вызывает у человека чувство вины и стыда.
Для многих зумеров и миллениалов куда важнее психическое здоровье, отдых, работа и общение. Уборка воспринимается как дополнительная нагрузка, а не как способ заботы о себе.
И все же, молодые люди понимают, что совсем не убирать дома не получится. Пытаясь решить проблему, а заодно избавиться от связанных с уборкой негативных эмоций зумеры обратились к проверенному средству: создали тренд в социальных сетях.
На фоне стресса, связанного с беспорядком дома, среди молодежи неожиданно стал популярным тренд #CleanTok — направление, посвященное уборке, на TikTok.
Зумеры как всегда подошли к делу креативно и с душой. Уборка в ТикТоке из скучной обязанности превращается в процесс, который вдохновляет. Хэштег #cleantok набрал более 11 миллиардов просмотров по всему миру.
В коротких видео с хештегом #CleanTok молодые люди:
— показывают трансформацию грязного пространства в чистое (так любимое всеми до и после);
— делятся лайфхаками: как отмыть плитку зубной щеткой, как быстро собрать мусор, как делать «генеральную уборку за 15 минут»;
— записывают ASMR-видео со звуками трения, брызг, щеток и пены;
— участвуют в уборочных челленджах: «убери под один трек», «5 минут на каждую зону» и д. р.
Помните советы, которые часто дают родителям, приучающим детей к уборке? «Добавьте в уборку элемент игры», «Продумайте мотивацию и вознаграждение». Кажется, зумеры отлично адаптировали их под себя и в прямом смысле играют в уборку. А потом делятся результатами в соцсетях и получают лайки, комментарии и поддержку от других людей. Кроме того, на фоне тревожности и хаоса в жизни уборка становится той зоной, где контроль у тебя в руках. Бардак на глазах превращается в порядок. Тревога снижается. Хаос уходит, когда появляется структура. И если эта структура создана с помощью TikTok, то почему бы и нет?