Редакция
16 December 2019

Что такое гендер и как говорить о нем с ребенком

Возможно, эта статья вызовет у вас возмущение или даже негодование. Возможно, вам покажется, что мы подняли неактуальную или надуманную проблему. Но пока в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, которые разрушительно влияют на людей и их взаимоотношения, мы будем продолжать об этом говорить. Мы прочитали, перевели и выделили главное из большой статьи на Mashable, чтобы разобраться в том, что такое гендер, и узнать, как помочь разобраться в этом нашим детям.

Прежде чем перейти к самой статье, заглянем в Википедию. Там написано, что гендер — это набор определенных характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности (качества, которые приписывают мужчинам или женщинам соответственно). Гендер — не то же самое, что и пол. Пол — понятие биологическое, а гендер — социальное.

В классической системе взглядов принято считать, что гендерная система бинарна: есть мужчина (отец, добытчик, воин) или женщина (мать, хозяйка, муза). Каждый из них обладает совершенно конкретным набором внешних атрибутов и внутренних качеств, увлечений и социальных функций. Однако современные исследователи говорят о том, что существует множество гендеров. Также принято считать, что гендер не определяется при рождении ребенка и не определяется взрослыми, а конструируется самим ребенком в процессе взросления и самоосознания — об этом пишет клинический психолог Диана Эрензафт, которая занимается исследованиями гендера с 1960-х годов.

Доктор Кристи Олезески, директор педиатрической гендерной программы в Университете Йеля, напоминает, что никогда не рано начинать говорить с детьми о гендере. В возрасте двух-трех лет ребенок впервые начинает осознавать себя и идентифицировать себя с мальчиком или девочкой. Хорошо, если родители будут больше рассказывать детям о гендерах и помогут им разобраться с гендерными стереотипами. Ниже перечислены способы того, как это сделать.

Разберитесь в разнице между гендерной идентичностью и гендерным самовыражением

Необходимо понимать разницу между этими двумя понятиями, потому что люди нередко их путают, утверждает доктор Эрензафт. Гендерная идентичность — это внутреннее ощущение человека как представителя определенного гендера: мужчин, женщин, чего-то среднего или никого из перечисленных. При этом гендерная идентичность не обязательно должна совпадать с тем, как видят человека другие люди.

Гендерное самовыражение — это то, как человек представляет себя окружающему миру через одежду, занятия или имя.

Гендерная идентичность не всегда должна совпадать с гендерным самовыражением. Например, ребенок с гендерной идентичностью девочки может выражать себя через типично «маскулинное» поведение, например, играя с машинками.

Олезески отмечает, что детям необходима свобода в здоровом выражении себя, и если взрослые в их окружении не знают разницу между гендерной идентичностью и самовыражением, это может привести к конфликтам и непониманию. Говоря проще, родители часто путают два понятия: они думают, что мальчик, одевающийся в платья, может оказаться трансгендером (девочкой в теле мальчика). Но это может быть совершенно не так — это просто мальчик, который любит платья.

Разберитесь в собственных чувствах

Клинический психолог, доктор Лора Эдвардс-Липер говорит о том, что взрослые нередко испытывают дискомфорт, связанный с неоднозначностью гендера.

Доктор Эрензафт приводит следующий пример: если мальчик решит прийти в школу в платье, учитель наверняка вздрогнет. Даже если раньше учительница открыто высказывалась о своем отношении к гендерным стереотипам, и даже если она никак не прокомментирует внешний вид ребенка, пары секунд неловкого молчания ему будет достаточно для того, чтобы уловить недоумение и осуждение без слов. Даже в очень открытом обществе таких невербальных реакций может быть достаточно, чтобы напугать или засмущать ребенка.

Эрензафт называет такие чувства гендерными призраками и гендерными ангелами. Призраки — это наши убеждения относительно гендера, сформированные обществом и заставляющие нас придерживаться строгих гендерных рамок. Ангелы же это те убеждения, которые помогают нам принимать людей, выходящих за рамки привычных нам характеристик гендера (не только мальчики могут играть с машинками, и не только девочки могут красить ногти). Эрензафт предлагает всем сделать усилие над собой и заменить своих гендерных призраков на ангелов.

Родителям и опекунам следует проанализировать, откуда взялись их представления о гендере, и могут ли они негативно повлиять на их детей. Идя на поводу у гендерных призраков, родители нередко вредят своим детям, отрицая их свободу гендерного самовыражения, что в свою очередь приводит к тревожности, депрессии, аутоагрессии, расстройствам пищевого поведения, употреблению наркотиков и суицидальному поведению у подростков.

В случае возникновения затруднений Эрензафт рекомендует родителям обратиться в группы поддержки или к психотерапевту для того, чтобы разобраться в истоках своих представлений о гендере и в будущем выстраивать здоровые отношения со своими детьми.

Не стыдите детей

В возрасте трех лет дети начинают познавать свою гендерную идентичность и гендерное самовыражение, говорит доктор Олезески. Это может выражаться в том, как они идентифицируют себя, что они носят, как ведут себя и с какими игрушками играют.

В этот период родители могут начать стыдить своих детей, говоря: «О нет! Мальчики/девочки так не делают!», или используя выражения «настоящие мальчики» или «настоящие девочки», что предполагает, что существует только один правильный способ быть мальчиком или девочкой.

Эрензафт говорит, что дети видят в таких высказываниях указание на то, что родители не принимают их такими, какие они есть, и что то, что им нравится — плохо и нежелательно. Когда родители, напротив, позволяют детям выражать себя через игры и внешний вид, у них формируется уверенность в себе и своих действиях, отмечает Олезески.

Также доктор Олезески рассказывает, что когда родители говорят ей, что их ребенок хочет играть с игрушкой или носить вещи, предназначенные для представителей другого пола, она убеждает их, что это нормальное и здоровое поведение детей — опытным путем изучать, что им нравится и что не нравится.

Прислушайтесь к ребенку и к тому, как он хочет проявлять себя. Обратите внимание на то, как он себя называет и что ему нравится, — советует Олезески. Ребенок вполне может играть в машинки и красить ногти одновременно — почему бы и нет?

Вы можете задавать детям вопросы, если вам кажется, что они говорят о себе или ведут себя вне соответствия своей гендерной идентичности. Например, вы можете спросить: «Как ты хочешь, чтобы я тебя называла?» или «Может быть, ты хочешь, чтобы я тебя называла каким-то особенным именем или прозвищем?». Даже такие простые вопросы придают ребенку уверенности и самостоятельности, а также показывают, что вы интересуетесь и уважаете их.

Не объединяйте гендер и гениталии

Строение гениталий легко связать с каким-то гендером, когда вы рассказываете о частях тела, но доктор Эрензафт рекомендует не делать этого. Не стоит говорить «у тебя пенис — а значит, ты мальчик, а если у тебя вагина — то ты девочка», потому что это неправда.

Такая категоричность может быть вредна, потому что ребенок привыкает думать, что все, у кого есть пенис — мужчины, а все, у кого есть вагина — женщины, говорит Эрензафт. Вместо этого вы можете сказать: «Некоторые люди рождаются с пенисами, некоторые — с вагинами, а некоторые — и с тем, и с другим».

Если вы хотите продолжить разговор, то доктор Эрензафт рекомендует сказать: «Большинство людей, рожденных с вагинами (пенисами), вырастают женщинами (мужчинами), а некоторые осознают, что они находятся где-то посередине».

Слушайте своих детей

Когда ребенок высказывается о своем гендере, вы можете поспешить с реакцией и не услышать, что он на самом деле хочет вам сказать. Это может привести к непониманию.

Например, ребенок, которого все считают мальчиком, говорит: «Мама, я девочка, и я хочу Барби». Мать говорит ему в ответ: «Без проблем. Не обязательно быть девочкой для того, чтобы играть в куклы. Пойдем, купим тебе Барби».

Эрензафт говорит, что такая реакция может показаться одобрительной, но мать упускает из вида главное: возможно, ребенок говорит не только о кукле, а хочет сообщить родителю, что считает себя девочкой, и ему важно быть услышанным.

Детям важно, чтобы их слышали и понимали, а потому, если ребенок делится с вами чем-то сокровенным, лучше сперва убедитесь, что вы правильно поняли, что он хотел вам сказать.

Воспользуйтесь образовательными материалами

Если вам требуется дополнительная поддержка при объяснении гендера своему ребенку, воспользуйтесь дополнительными материалами. Большинство из полезных наглядных материалов можно найти только на английском языке. Вот, например, гендерный единорог, а здесь — гендерный человечек. Это простые и наглядные схемы, которые помогают разделить биологический пол, гендерную идентификацию и гендерное самовыражение.

Изучайте что-то новое каждый день

Если долгие лекции — не ваш конек, то вы можете смело от них отказаться. Детям помладше также может быть сложно воспринимать длительные серьезные разговоры, поэтому лучше будет включить маленькие познавательные наблюдения в вашу ежедневную рутину, советует Эдвардс-Липер.

Например, делится психолог своим опытом, увидев человека, выглядящего как мужчина, но с длинными волосами, ее дети сказали: «Это девочка». На что Лора ответила им: «Вообще-то, мы не знаем, кто этот человек. Возможно, он — мужчина, а может быть и женщина или вообще кто-то другой».

Самое главное, что стоит запомнить родителям — неважно, на какой части гендерного спектра находится ваш ребенок, потому что все его части одинаково важны. «Иметь возможность жить в своем истинном гендере — это человеческое право, а не заболевание», — говорит доктор Эрензафт.

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе