Простите, но мы тоже собираем cookie, а еще данные об IP-адресах и местоположении. Без этого наш сайт не будет работать.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

Зачем нам нужна черная русалочка и толстые фотомодели? Колонка о людоедстве и любопытстве

Тамара Высоцкая — о расизме, лукизме, репрезентации и прочих важных в современных реалиях вещах.
19 сентября 2022
Тамара Высоцкая
Скриншот: The Little Mermaid Teaser Trailer (2023) | Rotten Tomatoes Trailer | YouTube.com
Скриншот: The Little Mermaid Teaser Trailer (2023) | Rotten Tomatoes Trailer | YouTube.com

Казалось бы, не успели на просторах интернета отзвучать стоны всех ущемленных темнокожими эльфами в сериале «Властелин Колец: Кольца Власти», как тут же поднялись новые. На этот раз прогрессивной аудитории 2022 года не угодила американская певица и актриса Холли Бэйли, которая сыграла главную роль в обновленной киноверсии диснеевской «Русалочки».

Проблема с Бэйли оказалась не в том, что она недостаточно хорошо поет или плохо играет — по мнению сотен тысяч возмущенных потребителей, черная девушка с темными волосами просто никак не может быть новой Ариэль, которую дети 90-х знают исключительно в виде рыжей и белокожей красотки с глазами на пол-лица.


Чтобы оправдать свою точку зрения, борцы за чистоту русалочьей расы прибегают ко всевозможным ухищрениям: цитируют Андерсена, раскидываются околонаучными замечаниями о том, что под водой нет солнца, которое сделало бы кожу русалочки темной, традиционно обвиняют Disney в отрабатывании «повесточки» и просто сотрясают вилами и факелами, дружно крича «Не канон!».


И хотя я охотно верю, что среди всех тех, кто сутками строчит недовольные комментарии в соцсетях, найдется пара десятков зануд, которые действительно перелопатили весь русалочий эпос и расстроились из-за некорректной режиссерской интерпретации, не менее охотно я верю в то, что подавляющее большинство возмущенных (иначе кто поставил трейлеру фильма на YouTube полтора миллиона дизлайков, я вас спрашиваю?) используют все эти объяснения исключительно как прикрытие собственной людоедской и ограниченной позиции. Намного приятнее чувствовать себя оскорбленным любителем классики, нежели чем нетолерантным расистом, что ни говори.

Вполне ожидаемо в России, где проблема расизма и вовсе считается какой-то социальной роскошью, новую Ариэль тоже встретили весьма прохладно: в соцсетях можно найти немало возмущенных комментариев о том, как современный Disney растоптал своими толерантными сапогами все нежные детские воспоминания о мифической полуженщине-полурыбе, которой, положа руку на сердце, и вовсе никогда не существовало.

Очень хочется сказать, что выбор Холли Бэйли на главную роль не одобрили в основном представители старшего поколения, но увы и ах, молодежи среди недовольных черной русалочкой немало. Я лично знаю образованную и прогрессивную мать троих детей, которая никогда не воздержится от едкого комментария в адрес темнокожей русалочки или феи-крестной с кадыком.

И если вы сейчас все это читаете и немного морщитесь на словах про людоедов и расистов, то давайте я начну с хорошего: я знаю, каково вам. Не хочу этой колонкой загнать всех в позорный угол за то, что они испытывают ощутимый дискомфорт в тот момент, когда их ожидания от мира эльфов и русалок разбились о суровую «повесточку». Хочу сказать, что я вас понимаю. Даже взрослым людям важна предсказуемость мира вокруг них. Он должен соответствовать их ожиданиям. И когда этого не происходит, всем становится некомфортно.

Интересное по теме

«Если вы занимаете нейтральную позицию тогда, когда творится несправедливость, вы автоматически поддерживаете эту несправедливость». Как говорить с детьми о расизме

Не буду далеко ходить за примером — мы регулярно получаем десятки комментариев от людей, недовольных феминитивами. Люди десятилетиями жили в мире, где есть «врач Иванова» и «редактор Петрова», а тут им под нос швыряют какую-то чуждую «врачиню» и «редакторку». Фу, что за гадость эта ваша заливная рыба, верните как было! То же самое с русалочкой и недостаточно бледными эльфами — нас буквально вырастили на прилизанных белокожих образах, а тут — раз, и все поменялось. Мозгу-консерватору хочется это поскорее прекратить, остановить, вернуть назад, зачастую даже не объясняя себе природу этого стремления.


Я знаю, что это за чувство, я сама негодовала, когда Дуров убрал стену, и мне казалось, что теперь жизнь изменилась безвозвратно.


Но вернемся к нашим мифическим существам. За последние несколько лет «Диснею» пришлось несладко — компанию обвинили во всех смертных грехах (большой разбор вот здесь), а в том числе в том, что она намеренно выводит на первый план всевозможные меньшинства, якобы для того, чтобы соответствовать некой «повесточке». Я не до конца понимаю, в чем заключается эта самая зловещая «повесточка» (как наверняка и люди, которые неиронично используют это слово), но смею предположить, что это означает следующее: любой художественный или коммерческий интерес в адрес не белых, не гетеросексуальных и не цисгендерных людей не может быть объяснен ничем иным, кроме как заговором, направленным на уничтожение человечества. В общем, нельзя хотеть снимать кино с черной актрисой в роли исторически белой Ариэль кроме как «ради хайпа» и премии от мирового правительства.

Однако я человек простой и наивно не верю ни в каких рептилоидов, а потому для меня во всей этой истории куда более важным, чем «повесточка», словом является слово «репрезентация». Которая, как мы уже хорошо знаем, не миф и не страшилка, а вполне реальная вещь, способная подарить людям уверенность в себе.

Интересное по теме

«Репрезентация важна»: женщины с ограниченными возможностями здоровья рассказали, как они справляются с материнством

Вслед за выходом трейлера «Русалочки» в Сети появились видео с детьми — темнокожими девочками и мальчиками, которые видели трейлер в первый раз и ликовали от того, что героиня выглядит так же, как и они. Это кстати, не первый раз, когда реакция детей на «нетипичные» диснеевские мультики становится популярной в Сети: подобные видео вирусились и после выхода «Энканто».

Мне (как, я полагаю, подавляющему большинству наших читательниц) «повезло»: я как раз росла в тот период, когда на экранах было полно белоснежных диснеевских принцесс с длинными волосами. Мне было легко соотносить себя с ними — у меня разве что не было волос до попы, но эта проблема легко решалась колготками, надетыми на голову.


Потом я выросла и поняла, что далеко не все симпатичные девочки вырастают в диснеевских принцесс, кукол Барби и Моник Белуччи — и об этом почему-то никто не говорит.


Здесь я ненадолго отложу «Русалочку» в сторону и достану еще один сетевой скандал, который прошелся по Рунету в начале сентября. Причина скандала: рекламная кампания бренда нижнего белья Calvin Klein, а точнее, сравнение двух рекламных фотографий — из 1992 года и из 2022 года.

На первой фотографии — обнимающиеся Марк Уолберг и Кейт Мосс. Там все, как полагается рекламе 90-х: у Уолберга — кубики, у Мосс — нет лифчика, только трусы Calvin Klein.

На втором фото, куда более поразившем наших современников — менее известные модели: трансгендерный мужчина Баппи Кортрам и его девушка, плюс-сайз модель Джамилла Гранеттия. Тут все как полагается фотографии, которая всех бесит: у Джамиллы — не плоский живот и растяжки, у Баппи — складки и лифчик. Хочется пошутить, что он так отдувается за Кейт Мосс из 90-х, но нет, это его личный выбор. Что примечательно, вторая фотография была сделана в рамках рекламной кампании, приуроченной к Прайду 2022 года, но критики из интернета, конечно, не стали копать так глубоко — достаточно лишь сокрушенно покачать головой из-за того, как низко пали эстетические стандарты человечества за 30 лет.

Будучи противной теткой с неограниченным доступом к интернету, я копну еще глубже и расскажу вам, что в 2022 Кейт Мосс до сих пор не может забыть о той «эстетичной» фотосессии для Calvin Klein. В тот момент модели было всего 17 лет (а ее партнеру по съемкам — 21), и она чувствовала себя очень уязвимой во время фотосета. В своем интервью BBC Мосс рассказала, что она ужасно переживала перед фотосъемкой топлесс — настолько сильно, что не могла встать с кровати.


«Я совсем не чувствовала себя собой. Мне было очень плохо от мысли, что мне придется обниматься с этим накачанным парнем. Мне это не нравилось. Я две недели не могла встать с кровати. Я думала, что я умру», — вспоминает модель. В итоге девушке даже прописали валиум, чтобы она лучше подготовилась к съемке.


А вот что пишет о своей фотосессии в 2022 году Джамилла Гранеттия: «Я никогда не чувствовала себя настолько уверенно в нижнем белье и с обнаженным животом. Лично для меня это был отличный и вдохновляющий опыт!» Но кого волнуют ощущения моделей, когда на кону эстетический снимок?

И понятное дело, что можно бесконечно и с пеной у рта обвинять бренды в том, что приглашая на съемки квир-людей, людей с нестандартной внешностью и немодельными параметрами, они пытаются лишь коварно подзаработать денег и показать свою прогрессивность. Но мне, как женщине, которая не выросла в куклу Барби, намного приятнее видеть в рекламе, в соцсетях и в интернет-магазинах самых разных людей. Я охотнее отнесу свои деньги бренду, который не боится надеть свою одежду на людей с животом, растяжками, целлюлитом и складками — таких, как я. Я охотнее покажу своему ребенку мультфильм, в котором он может увидеть людей во всем их разнообразии, чем только лишь принцев с кубиками и принцесс с огромными глазами.

Интересное по теме

Ты такой, а я другой! Подборка книг о многообразии мира для детей и родителей

Все это и является той самой репрезентацией — отображением в медиа и искусстве настоящих, живых, разнообразных людей, которые — вот сюрприз — живут с нами на одной планете, а, возможно, даже в одной стране или городе. Осознаем мы это или нет, но всем нам хочется быть увиденными, понятыми и заметными. Именно поэтому, например, наши читатели всегда с интересом читают подборки сериалов про родительство. Ведь иногда жуть как хочется увидеть в фильме уставшую ненакрашенную женщину с растрепанной гулькой, которая удрученно пьет на полутемной кухне свой трижды остывший кофе, чтобы радостно тыкать пальцем в экран и говорить: «Ну это прямо про меня!»


И мне хочется, чтобы вот эта вот простая радость узнавания и признания была доступна максимальному количеству людей — детей и взрослых, особенно тех, которых в предыдущие десятилетия бренды и кинокомпании мастерски игнорировали, отдавая предпочтение более глянцевым и привычным взгляду обывателя образам.


Поэтому в следующий раз, когда вы увидите черного актера там, где ожидали увидеть белого, или модель с животом и растяжками там, где раньше была Кейт Мосс — не спешите идти на поводу своего вполне понятного дискомфорта. Не ищите укрытия в ментальных упражнениях типа «ну это же нездорово» (нет, вы не переживаете за чужое здоровье, бросьте) или «ну это же не то, о чем писал автор», хотя они, конечно, помогают мгновенно почувствовать себя лучше.

Интересное по теме

Это не забота о здоровье, это настоящая ненависть: колонка одной толстой женщины

Просто проговорите и примите для себя две простые идеи. Первая — в том, что, возможно, это сделали не для вас. Бренд одежды пригласил толстую модель не для того, чтобы заставить вас и ваших детей перейти на диету из пончиков и сосисок, а для того, чтобы другие люди, похожие на нее, почувствовали себя увереннее. Кинокомпания пригласила темнокожих актеров на роль вымышленных персонажей не для того, чтобы отработать какие-то мистические квоты от мирового правительства, а для того, чтобы огромная небелая часть их аудитории узнала, что ей тоже есть место в массовой культуре и почувствовала себя видимой.

Вторая — в том, что вы, позволив миру вокруг вас стать разнообразнее и нестандартнее, делаете его — и себя! — лучше. Узнаете что-то новое, тренируете насмотренность, чтобы в следующий раз вас было не так легко напугать нестандартным выбором каста, становитесь терпимее к окружающим и к себе. И передаете это своим детям, которые, кстати, куда меньше переживают из-за черной русалочки. В большинстве случаев они, я думаю, и вовсе не обратят внимания на такую мелочь, как цвет кожи актрисы и его аутентичность — им куда интереснее следить за сюжетом и говорящими рыбками.

Давайте сохраним детскую открытость и любопытство, но лишь вкупе с взрослой терпимостью и рассудительностью и перестанем наконец вести себя как раздосадованные тоддлеры, которым вместо ванильной печеньки дали шоколадную. Мир большой и разнообразный, и чем раньше мы это примем, тем лучше будет всем нам и нашим детям, которым в этом мире еще жить и быть собой.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Мнения «Вытаскивала на люди за волосы»: в Твиттере обсудили детские травмы
На прошлой неделе в Твиттере развернулось несколько дискуссий о родительстве. Пользователи соцсети обсуждали, рожать ли детей в семье с...
Мнения Пиратский день, трусы на Новый год и мамин борщ: редакторки НЭН — о необычных традициях в их семьях
Сколько раз в своей жизни вы слышали фразы про «так было испокон веков»? Мы приглашаем на свадьбу дальних родственников, которых последний раз видели на пике по...