Я часто хожу этой дорогой, с одной стороны – школа, с другой – сад. И везде, везде, усталые, вечно спешащие, похожие друг на друга мамы. Одни канючат: скорее, опаздываем, не тормози, что ты головой вертишь. Другие – воспитывают: не шаркай, не шмыгай, не ковыряй в носу, не наступай в лужу – ботинки промочишь. Третьи – агрессивно заботятся: застегнись, поправь шапку, завяжи шнурок, отряхни брюки, а то опять вымазался, перед людьми стыдно.
Мне жалко этих детей. И мам жалко. Наверное, потому, что время от времени я сама – одна из них. Я люблю своего ребенка. И часто мне кажется, что это так важно – сухие ботинки и чистые уши, и порядок в комнате, и завтрак, сбалансированный по БЖУ. И вокал, и хореография, и плавание, и английский, и завязанные шнурки.
Но как добиться этого без бесконечных «давай, быстрей, сколько-раз-тебе-говорить», я не знаю. По совести, нравоучения ведь тоже совсем не помогают. Ребенок так устает от одной и той же песни, что просто выключается. Думает о своем. «Ты чем слушал?» – возмущаемся мы. А вот ничем – не слушал и не слышал. По-моему, это называется психологической глухотой.
Да, и я, и наверняка большинство из этих усталых мам читают книги и статьи по психологии. Даже сохраняют их себе на стену на страничке. Обсуждают с подругами вот это все – про значимого взрослого, и активное слушание, и французских детей. Уложив детей вечером, корят себя – опять не спросила, как дела, забыла обнять, опять потратила время и силы не на то.
А утром начинают заново – положи печенье, надень шапку, опять пятно на куртке, не напасешься на тебя! Как будто кто-то строгий и противный стоит за спиной и принимает экзамен на успешное материнство. Оценивает вас – через него. В носу ковыряет? Плохо, мамаша, не научили себя вести. Позавтракал сосисками? Ужасно, не думаете о здоровье, а уровень детского ожирения растет! Ну а на кубики Зайцева водите? А на английский? А хотя бы Монтессори? Вон отсюда – на пересдачу.
Вина и злость сменяют друг друга. В выходные, немного выдохнув, мы начинаем наверстывать упущенное – ведем в кино, и в кафе с бургерами и картошкой фри (и пусть диетологи утрутся), покупаем игрушки. И так по кругу. Психологи, кстати, снова против – подобные качели расшатывают детскую нервную систему. Да и чью не расшатают.
Я не знаю, что с этим делать. Хочется, конечно, чтобы все мамы наклонились к своим Ленам и заглянули им в глаза. Чтобы спросили, как прошел день, а не ругали их за опоздание и пятно на куртке. А себя – за сосиски и нежелание тащить Лену на хореографию, где будут развивать ее творческий потенциал и умение работать в команде. И вообще, взявшись за руки, ушли в закат под красивую музыку. Но мне некогда думать – пора бежать в садик. У нас сегодня вокал и лепка!