Хвалите не результат, а процесс. Как сказать ребенку о том, что он молодец?

Три важных аспекта похвалы, которые помогут избежать формальностей и шаблонов.

В издательстве «МИФ» вышел бестселлер, переведенный с японского, — «Направлять, а не ругать». Его авторка Ханако Симамура рассказывает, как хвалить ребенка, чтобы не демотивировать его и не обидеть, как правильно ругать и почему наказания не нужны. Особое внимание уделяется эмоциям родителей и тому, как с ними обходиться.

Ханако Симамура

доктор педагогических наук Оксфордского университета. Специализируется на развитии детей, теории мотивации, социальном и эмоциональном обучении, а также оценке качества дошкольного образования.

Ханако Симамура

доктор педагогических наук Оксфордского университета. Специализируется на развитии детей, теории мотивации, социальном и эмоциональном обучении, а также оценке качества дошкольного образования.

Публикуем главу о том, как правильно хвалить ребенка и на что обращать при этом внимание.

Три важных аспекта похвалы

Если шаблонную похвалу «Молодец!» использовать нельзя, похвала личности — способностей («Какой ты умный!» / «Какая ты умная!») или характера («Какой ты добрый!» / «Какая ты добрая!») — неэффективны, как же тогда хвалить?

Существуют три принципа похвалы:

  • Хвалите не результат, а процесс (усилия, отношение, подход).
  • Конкретизируйте похвалу.
  • Задавайте больше вопросов.

Хвалите не результат, а процесс (усилия, отношение, подход)

Когда вы хвалите ребенка, важно не превозносить его способности и характер, а воодушевлять его, упоминая приложенные в процессе усилия, отношение к сложной задаче, умелое применение различных подходов.

Допустим, ребенок получил за тест 100 баллов. Вместо того чтобы преувеличенно похвалить его: «У тебя 100 баллов! Какой ты умный!», скажите: «Видишь, ты старался(‑лась), пока не получил(а) максимальный балл! (усилия)» или «Вот видишь, ты попробовал(а) разные способы и нашел(‑ла) ответ! (подходы)».

В этом случае ребенок, даже получив за следующий тест невысокий балл, не опустит руки, решив: «Ничего удивительного, что не получилось, раз у меня нет способностей», но станет стараться, уверенный в том, что добьется успеха, если будет действовать гибко и попробует разные подходы.

Конечно, если вы сами не видели усилий ребенка или не слышали непосредственно от него, как он старался, ваши комментарии по поводу процесса будут неискренними.

В этом случае, как я покажу далее, попробуйте поделиться конкретными впечатлениями от того, что вы увидели (конкретизируйте похвалу), или обратитесь к самому ребенку (задавайте больше вопросов).

Интересное по теме

Как хвалить ребенка так, чтобы он не вырос нарциссом? Отвечают психологи

Конкретизируйте похвалу

Шаблонной похвале недостает конкретики.

Даже если ребенку говорят: «Какой(‑ая) ты молодец!», без объяснения конкретной причины ему сложно понять, что ему удалось, а над чем нужно еще поработать.

Например, в каком случае вы поймете свои сильные стороны: когда руководитель говорит вам «Хорошо!» или «Вы уделили внимание деталям, очень содержательные и понятные материалы»?

Что поможет вам улучшить свои навыки: когда вам говорят «Хорошо написано!» или «Выводы по каждой главе убедительны, все связно и логично, текст очень легко читается»?

Мотивация для следующего достижения естественным путем повышается в тех случаях, когда вы получаете конкретную обратную связь, как в приведенных выше примерах.

Сообщайте ребенку, что именно получилось у него хорошо, обращая внимание на усилия в процессе выполнения задания, его отношение, подход к применяемым методам, как мы видели в пункте 1, а от привычки говорить «молодец» постарайтесь избавиться.

Один из способов — конкретно описывать то, что вы видите. Вам нужно, избегая оценок, которые навязывают взрослые («Молодец!», «Отлично получилось!»), выражать конкретно то, что вы видите (цвет, форму, количество и т. п.). Например, ребенок сделал что‑то из конструктора и принес вам показать. Не надо оценивать работу шаблонной похвалой, лучше скажите конкретно: «О, как много цветов ты использовал(а), ярко получилось!» или «А здесь ты взял(а) другой цвет, да?».

Интересное по теме

«У тебя так здорово получается, я так не смогу»: почему не стоит хвалить детей, принижая себя

Задавайте больше вопросов

Не просто транслируйте похвалу, а задавайте ребенку вопросы. Важно то, что чувствовал, думал сам ребенок. Что подумали родители — не так критично.

При этом важно избегать закрытых вопросов, предполагающих выбор ответа. Например: «Тебе понравилось?» подразумевает выбор между «да» или «нет», а не развернутый ответ. Старайтесь задавать открытые вопросы, как будто передающие мяч собеседнику, например: «Расскажи, а что это ты сделал(а)?»

Также эффективно задавать открытые вопросы, если при этом вы используете прилагательные в превосходной степени («самый», «наиболее»). Таким образом общий вопрос можно превратить в конкретный.

Здесь тоже важна конкретика. Например, не случалось ли вам, когда вы приходили за ребенком в детский сад и спрашивали его: «Как прошел день?», получить ответ «не знаю» или «не помню»? Это происходит потому, что ребенку сложно упорядочить информацию, содержащуюся в огромном количестве событий.

Задавайте более узконаправленные вопросы, например: «Что было самым интересным из всего, что вы сегодня делали с друзьями? А почему?» Не давайте беспорядочные и бессмысленные комментарии.

Есть и другие аспекты, на которые нужно обратить внимание, кроме упомянутых трех принципов. В большинстве случаев похвала сопровождается родительской оценкой. Если взрослые ничего не говорят ребенку, им неловко, они отчего‑то чувствуют себя виноватыми, поэтому у них и вылетает что‑то вроде «Молодец!», «Здорово!».

Однако на самом деле ребенку нужна не оценка. Когда он достиг чего‑то, обнаружил что‑то новое, испытал радость, ему хочется поделиться этим чувством с любимыми родителями или учителями. В теории самодетерминации, которую рассматривают в рамках мотивационной психологии, утверждается, что одна из базовых потребностей человека — потребность в принадлежности и любви, она необходима для ощущения полноценности жизни.

Иначе говоря, разделяя с важным для себя человеком радость, возбуждение, удивление и другие эмоции, человек обретает чувство принадлежности и ощущает счастье.

Чтобы разделить эмоции, не обязательно стремиться использовать только слова. Иногда достаточно кивнуть, обнять, улыбнуться в ответ. Не обязательно также обращаться к ребенку, когда он чем‑то увлечен. Это будет мешать ему сосредоточиваться, поэтому просто тихонько понаблюдайте. Если вы действительно чувствуете, что это потрясающе, можно сказать: «Потрясающе!» Не только у детей, но и у взрослых часто возникает вопрос, насколько правдива похвала. Разве не случалось вам ощущать неприятие, когда во время примерки одежды в магазине продавец делает комплимент: «Ах, как вам идет!», хотя вы сами видите, что эта вещь вам не подходит?

То же и у детей. Если ребенок слышит: «Ты молодец, постарался(‑лась)!» тогда, когда он сам ощущает, что не старался, у него возникают сомнения в искренности говорящего. Подобные случаи явного разрыва между самооценкой и оценкой, полученной от другого, сбивают ребенка с толку.

Когда сам ребенок чувствует, что похвала взрослого преувеличена или его недооценивают, у него может ухудшиться успеваемость или упасть настроение. Иначе говоря, в отличие от похвалы, возникающей естественно, поощрение, которое используется для управления поведением, могут счесть нарочитым, и тогда оно не только будет неэффективным, но и приведет к отрицательному результату.

Конечно, бывает и так, что вы по‑настоящему удивляетесь поведению или словам ребенка, искренне восхищаетесь им. В таких случаях не надо специально себя сдерживать. Искренне хвалите ребенка: «Надо же, какой интересный подход! Это ты здорово придумал(а)!»

Отцовство «Я рос без отца, мой отец тоже рос без отца. Мне никогда не нравилась эта „семейная традиция“». Правила жизни отца троих детей Юлиана Марэ
Сменить фамилию, удочерить ребенка жены и создать счастливую семью вопреки всем «родовым сценариям».