«Самая распространенная ошибка — сделать вид, будто ничего не произошло»: отрывок книги «Детские страхи»

В издательстве МИФ вышла книга Виктории Шиманской и Александры Чканиковой «Детские страхи». С разрешения издательства НЭН публикует фрагмент главы «Что это было?..» — о том, как реагировать, если ребенок действительно столкнулся с чем-то пугающим.

Обложка книги «Детские страхи»

Когда ребенок сам заводит разговор о страшном

Мы с Леной (пять лет) шли по улице, и к нам пристал какой-то очень агрессивный человек — то ли пьяный, то ли не совсем здоровый. Мне даже показалось, что у него был нож. Стал о чем-то спрашивать, орать, хватать Лену за шарфик. Я попыталась поскорее уйти, но он успел наговорить гадостей, что «порежет», «почикает»… Я вцепилась в Ленину руку и сильно прибавила шагу, а она так удивленно повернулась ко мне и спросила: «Мама, что это было?» Я что-то сбивчиво ей сказала, но, мне кажется, на вопрос толком не ответила. Как правильно реагировать, когда ребенок сталкивается с подобным?

Здорово, если ребенок спрашивает вас о том, что его напугало: значит, у вас все хорошо с доверием, вы являетесь для него надежной опорой. В описанной ситуации Лена ждала, что мама точно даст ей ответ, поэтому не постеснялась узнать, что произошло. Как ни странно, но именно такие столкновения с чем-то страшным неизбежны, особенно в детстве.

История с Леной вдвойне неприятна, так как в ней не исключена была реальная угроза и ребенку, и маме. К счастью, дети гораздо чаще знакомятся со страшным, увидев случайные кадры из фильма или криминальной хроники или подслушав чей-то разговор.

Любая новая ситуация, пока не осмысленная ребенком, может вызвать страх. И очень здорово, если ребенок спрашивает родителей, что, собственно, происходит. Но вот беда: далеко не всегда мы можем быстро подобрать слова для ответа, особенно если сами напуганы.

Тут самая распространенная родительская ошибка — сделать вид, будто ничего не произошло. Ребенок спрашивает, что это было, а взрослые делают невинное лицо и уверяют: «Да все в порядке. Тебе показалось. Ничего особенного. Голову не забивай, пошли дальше!»


«Ничего» — самое страшное, что можно сказать ребенку, который чем-то напуган. Это слово действует как выключатель.


Щелк! И во тьму погружается все, что и так было не до конца ясно. Скрытое во тьме всегда ужаснее, чем то, что хорошо видно. Это «ничего» никак не рассмотреть, не изучить, не принять, оно намного больше и непонятнее, чем любое что-то. Его можно только загнать в угол и по возможности забыть.

Вместе с «ничего» у ребенка возникает и недоверие к себе. Ну как это ничего, если я видел? Я слышал крики из окна, я видел пожарную машину, я заметил, что по лицу взрослого пролетела тень, значит, он тоже что-то видел и, может быть, тоже испугался. И почему мне говорят, что ничего там не было?! Более честный и экологичный выход — признать, что страшное было. Но не создавать вокруг него тьму, а аккуратно, осмысленно осветить нужные области и вместе с ребенком спокойно все рассмотреть, не вдаваясь в слишком яркие детали.

Интересное по теме

Что такое газлайтинг, зачем его используют родители, и как перестать? Большой разбор

Ребенок увидел страшное: что делать?

  • Подготовьте себя к встрече с детским страхом (и своим страхом за ребенка). Сделайте пару глубоких вдохов и выдохов, осмотритесь, оцените обстановку — и только потом реагируйте.
  • Если ребенок не кричит, не плачет, не задает вопросов, а пока просто смотрит — не напугайте его еще сильнее. Возможно, сейчас он просто озадачен, удивлен, испытывает любопытство, но не боится. Не кричите, не совершайте резких движений, не пытайтесь скорее выключить телевизор или увести ребенка от сцены, которая его занимает.
  • Установите телесный контакт. Очень осторожно напомните ребенку, что вы рядом. Можно негромко позвать по имени, подойти и коснуться руки, плеча, предложить отойти подальше от источника страха, выпить воды или чаю.
  • Затем — эмоциональный контакт. Мягко переключите внимание ребенка. Важно, чтобы ребенок эмоционально отсоединился от ситуации, которая его поразила, и вернулся к реальности, в которой есть вы, чай и в целом ему ничто не угрожает.
  • Оцените состояние ребенка. Если он поражен и сильно напуган — разговор об увиденном нужно отложить или дождаться, пока ребенок сам не спросит, что это было. Если же ребенок быстро успокоился — можно поинтересоваться, знает ли он, что произошло, и нет ли у него каких-то вопросов. Ребенок может действительно их задать, и вам придется держать ответ.
  • И наконец, интеллектуальный контакт. Если вопросы есть, отвечайте максимально четко, честно, по делу, чтобы удовлетворить любопытство ребенка. Говорите о фактах, избегайте эмоциональных оценок, признавайте, что увиденное действительно страшно и неприятно. И обязательно постарайтесь рассказать о правилах поведения, которые позволят ребенку в будущем не иметь ничего общего с увиденным.

Ни в коем случае не надо:

  • поучать. Вот видишь, что бывает с детьми, которые не надевают защиту, когда катаются на роликах;
  • запугивать еще больше в воспитательных или иных целях. Вот ты хотел поехать в джунгли, а там ягуар тебя — гам! — и съест, как эту зверушку;
  • обманывать. Это просто один дядя другого пытался переубедить (если речь идет о жестокой драке, это называется драка, а не как-то иначе).

Интересное по теме

Страх, боль и отчаяние: как война влияет на детей

Как правильно подобрать слова, чтобы сказать правду, но не перепугать

Лайфхак 1: если вы подозреваете, что ребенок очень напуган тем, что увидел, во время разговора используйте глаголы несовершенного вида. Это позволит немного смягчить эффект.

  • Совершенный вид: в 1912 году «Титаник» потерпел крушение. 1500 человек утонули в холодном океане.
  • Несовершенный вид: иногда корабли терпят крушение. Человек может утонуть, если на нем не будет спасательного жилета, а на корабле не будет шлюпок.

Лайфхак 2: если вам сейчас тяжело обсуждать с ребенком то, что увидели, отложите разговор и вернитесь к нему, когда вы будете спокойны, или попросите кого-нибудь о помощи. Вы поможете ребенку уже тем, что сами не начнете разрушаться от страха. Возможно, о каких-то сложных моментах лучше расскажет папа, или дедушка, или вы, но после чашки крепкого сладкого чая.

Практика

Здорово, если у вас хватает выдержки и красноречия с ходу отвечать на вопросы ребенка о страшном. А вообще можно облегчить себе задачу и подготовиться к этому заранее. Попробуйте придумать, что вы скажете, если ребенок придет и спросит, например, откуда берутся зомби или почему та женщина в кино так ужасно кричала.

Используйте примерную схему:

  • Дайте максимально простое определение предмету или явлению, о котором вас спрашивают.
  • Признайте, что это может быть страшно.
  • Ответьте на вопрос, реален ли этот предмет или явление. Например, ДТП действительно случаются, а вот клоун из «Оно» — выдуманный персонаж.
  • Попробуйте объяснить причины этого явления.
  • Предложите ребенку подумать, действительно ли опасно то, что его пугает. Например, машины, которая несется на бешеной скорости на красный свет, опасаться просто необходимо: она представляет собой реальную угрозу. А танцующий скелет — это явно выдумка, хотя и выглядит жутковато.
  • Расскажите ребенку, что делать при встрече с этим явлением, какой есть реальный риск и как себя обезопасить. Например, чтобы не попасть под машину, нужно быть внимательным на дороге, переходить улицу только по переходу и на зеленый свет. Вы можете проговорить заготовленную речь перед зеркалом, заранее придумать примеры. Если даже ребенок никогда не придет к вам с вопросом об этом явлении, тренировка отлично подготовит вас к подобному диалогу.