Недавно у нас вышла колонка Анны Кухаревой, в которой она попыталась разобраться: почему учителя применяют насилие к детям, что стоит за этой проблемой и как мы, взрослые, можем ее решить?
Нам кажется, что это очень важная тема, и говорить о ней необходимо долго и упорно. Поэтому мы решили не ограничиваться колонкой и планируем выпустить небольшую серию материалов об учительском абьюзе.
Сегодня предлагаем ознакомиться с материалом, который нам помогла подготовить клинический психолог, психотерапевт, эксперт программы «Травли нет» Марина Ртищева.
И почему это стало происходить все чаще? Или нам это кажется, просто потому что дети имеют возможность фиксировать инциденты на видео и фото, а сам уровень насилия всегда одинаков?
Учитель обладает большой властью и авторитетом, которые позволяют ему не только оценивать знания, но и влиять на мнение об ученике со стороны его одноклассников. И это особенно верно для младшей школы.
Если педагог постоянно критикует ребенка в классе, занижает оценки, подчеркивает его недостатки, высмеивает его трудности, а его успехи и достоинства обесценивает, то все ученики и сам этот ребенок может начать относиться к себе как к «вечному неудачнику», «человеку второго сорта».
Причинами такого предвзятого отношения могут быть личная необоснованная неприязнь или профессиональное выгорание учителя: когда работа становится тяжким бременем, ученики вызывают неприязнь, а любое отличие одного из них становится последней каплей и перевешивает профессиональную позицию.
Трудно сказать, стало ли это происходить чаще, ведь нет достоверных статистических данных о том, как было раньше. Одно можно сказать однозначно: эту тему стали чаще поднимать и она перестала быть запретной. И, конечно, появилось больше возможностей фиксировать подобные инциденты и привлекать к ним внимание.
Интересное по теме
«Насилие не может закалить характер или поддержать дисциплину»: как понять, что ребенок подвергается учительскому абьюзу
Дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Это указано не только в уставе каждой школы, но и в федеральном законе «Об образовании».
Можно попробовать поговорить с учителем и выяснить причину произошедшего. Если учитель не идет на контакт или отказывается признавать свою ответственность, то можно сразу писать заявление директору школы с изложением фактов и требованием разобраться. Можно параллельно написать жалобу в управление образования своего муниципалитета.
Эта ситуация обязательно будет рассмотрена и родителям предоставят официальный ответ. Если факт будет доказан, то, скорее всего, учитель понесет ответственность. Если имело место причинение весомого физического ущерба, необходимо обратиться в поликлинику и получить соответствующую справку. Тогда можно писать заявление в правоохранительные органы и прикладывать доказательства (справку, фото, видео).
Если ребенок становится свидетелем насилия со стороны педагога, желательно зафиксировать этот факт видеосъемкой — это разрешено законом. Далее ребенку необходимо обратиться к взрослым (учителям, родителям) и рассказать о том, что произошло.
Затем родители могут рассказать об этом родителям потерпевшего или также написать заявление директору и изложить все известные факты. Школа после этого обязательно должна разобраться в произошедшем.
Интересное по теме
3 страшных истории о буллинге, пережитом в детстве
Если ученик подвергается травле со стороны учителя, то общий алгоритм реагирования таков:
Сохраняйте спокойствие, поговорите с ребенком и внимательно выслушайте его. Если есть возможность, узнайте мнение других учеников и родителей, все ли замечают особо предвзятое отношение со стороны учителя к вашему ребенку. Соберите факты, подготовьте весомые аргументы.
Продемонстрируйте ребенку, что вы на его стороне, сопереживаете его чувствам и готовы разбираться с ситуацией. Воздержитесь от критики личности учителя, говорите о неприемлемости его действий. Проговорите, как ребенок может защищать себя сам: не терять веру в себя, сказать «мне не нравятся такие слова, мне неприятно это слышать», фиксировать факты несправедливого отношения, сообщать взрослым, которым доверяет.
Подготовьтесь к встрече, соберите факты. Изложите свою позицию, не скатываясь в эмоциональные обвинения. Перечислите признаки травли, которые вы замечаете (факты психологического давления, их намеренность и регулярность, неравенство позиций).
Если у педагога есть конкретные претензии к ребенку, внимательно их выслушайте, пообещайте разобраться. В случае, если учитель не готов признавать свою ответственность и меняться, переходите к следующему шагу.
Обратитесь к директору с официальным заявлением, в котором изложены факты травли со стороны учителя. Уточните, какие шаги и в какие сроки планирует предпринять администрация. Если вас не слышат, либо действуют формально, не решая проблему, обратитесь с жалобой в вышестоящие организации, либо (если имели место факты физического насилия) — в правоохранительные органы.
Если вы предприняли все шаги, но травля продолжается, подумайте, стоит ли оставлять ребенка в некомфортной среде, где его безопасность не обеспечена? Найдите школу, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности и сможет раскрыть свой потенциал.
Если у родителей остались вопросы, им не с кем поговорить, можно звонить на горячую линию бесплатной психологической поддержки: 8 (800) 500 44 14 (работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 20:00 по московскому времени). Специалисты окажут квалифицированную психологическую поддержку и помогут найти выход из ситуации.
Интересное по теме
«Образовательная система сначала расчеловечивает учителей, а затем требует, чтобы дети их уважали»: колонка к Дню учителя
Для этого существует специальный портал под названием «Гнездо» — он аккумулирует полезные материалы и помогает детям, родителям и педагогам бороться с травлей в коллективах.
Еще почитать по теме
«Если ребенок просит о помощи, ему нужна помощь!»: почему жаловаться не значит ябедничать