Не хочу идти в школу: что делать родителям, если ребенок столкнулся с травлей

«Что это, синяк? Ну-ка, покажи! Это откуда у тебя?»

Коллаж Настасьи Железняк

Ответа нет, а ребенок отворачивается, уходит к себе и наотрез отказывается разговаривать. Если вы сталкивались с такой ситуацией, вы не одиноки.

В 2021 году уполномоченная при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что согласно статистике каждый второй ребенок в стране сталкивается с травлей в школе. Этот тревожный факт усугубляет то, что треть из пострадавших детей не рассказывают о происходящем родителям. В этом материале мы объясним, как научиться замечать красные флажки, научим обсуждать буллинг без страха и стыда, и разберем способы защитить ребенка.

Что такое травля

Благотворительная организация «Журавлик», которая специализируется на создании безопасной среды для детей, дает такое определение травли (ее еще называют буллингом или моббингом) — это систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы в отношении одного или нескольких детей.

Травлей признается:

 бойкот, то есть отказ группы разговаривать с жертвой, отвечать на его вопросы, замечать;

 обращение к жертве с использованием оскорбительных прозвищ;

 умышленное повреждение, хищение вещей жертвы;

 публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы;

 распространение о жертве порочащей информации;

 кибербуллинг, то есть травля в соцсетях.

Важно отметить, что участниками буллинга считаются зачинщики, активные агрессоры, свидетели травли, которыми могут быть не только дети, но и сотрудники образовательного учреждения, родственники жертвы.

Интересное по теме

«Если вы занимаете нейтральную позицию тогда, когда творится несправедливость, вы автоматически поддерживаете эту несправедливость». Как говорить с детьми о расизме

Красные флаги: как понять, что ребенка травят в школе

 У ребенка сниженное настроение и он не объясняет, с чем это связано.

 Низкая успеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, хотя раньше таких проблем не было.

 Ребенок симулирует плохое самочувствие, чтобы пропустить уроки.

 Замкнутость, вспыльчивость, скованность — любые изменения в характере служат тревожным сигналом.

 Расстройства сна и аппетита. Могут появиться нервные привычки — ребенок начинает грызть ногти или расчесывать кожу.

 Ребенок избегает любых разговоров о школе.

Интересное по теме

Дети сами не разберутся: как учителя могут решить проблему буллинга в младших классах

Как бережно поговорить с ребенком о травле

Нередко пострадавшие винят себя в том, что с ними произошло. Ребенок может считать, что заслужил такое отношение, что обидчики правы на его счет. Поэтому в первую очередь стоит сказать ребенку, что он не виноват в том, что с ним случилось, объяснить, что он заслуживает уважения.


Родителям важно проговорить, что они на стороне ребенка, он должен быть уверен, что может поделиться самыми ужасными, по его мнению, фактами и родители не будут ругаться, а, наоборот, проявят сочувствие, любовь и поддержку.


Услышав о проблемах ребенка, не стоит сразу кидаться в сторону обидчиков, хотя это и может быть естественной реакцией. Увидев, что родители разозлились и хотят наказать других — ребенок может испугаться, почувствовать еще большую вину. Как бы ни было сложно, важно удержаться от агрессии, успокоить ребенка и пообещать защитить.

Интересное по теме

Давать сдачи — это не выход. Как научить ребенка защищать себя без насилия

Что делать родителям

Поговорите с учителями и директором школы

Лучше встретиться лично, а не обсуждать проблему в мессенджерах и соцсетях — так вы обезопасите себя от неверных интерпретаций диалога. Во время разговора с представителями школы и другими родителями старайтесь держаться цели — совместными усилиями разрешить конфликт, помочь детям, а не обвинять и ругаться в контексте «мы хорошие, вы плохие».

Эмоции могут зашкаливать, но, чтобы защитить ребенка, важно сохранить холодный ум и конструктивность. Во время встречи письменно фиксируйте все договоренности или сделайте запись на диктофон.

Попросите собрать согласительную комиссию, если считаете это необходимым

В нее могут входить родители, ученики, представители образовательного учреждения, а также приглашенные со стороны психологи, медиаторы, которые профессионально занимаются разрешением конфликтов.

Цель согласительной комиссии — не просто найти виновных и наказать, а помочь детям справиться со сложной ситуаций. Каждый участник травли должен понять, что чувствует пострадавший, насколько травматична ситуация, какую ответственность каждый несет за последствия буллинга. Школьники должны разобраться, почему это произошло, как можно было этого избежать и что можно сделать, чтобы травля больше не случалась.

Если разговоры не помогают и школа никак не реагирует, то родители могут написать заявление в управление образования своего города, Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора, а также обратиться за помощью к региональному уполномоченному по правам ребенка. Чиновники обязаны ответить на обращение в течение 30 дней, впоследствии в ходе проверок администрацию школы и конкретных учителей могут оштрафовать согласно части 2 статьи 5.57 Кодекса об административных правонарушениях.

Еще один вариант — сменить школу. Также подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к детскому психологу

Если ребенку нанесли серьезный физический вред, он вернулся из школы с синяками, порезами, ожогами, переломом и так далее — следует незамедлительно приступить к юридической защите ребенка. Сделайте медицинское освидетельствование, возьмите справку у врача, снимите на видео или сфотографируйте увечья. Напишите заявление в прокуратуру и полицию. По программе Травли.net родители могут получить бесплатную юридическую консультацию по вопросам школьного буллинга.

Как предотвратить буллинг

Большинство участников буллинга являются свидетелями, которые зачастую испытывают чувство жалости к жертве, но при этом молчат. Исследователи феномена школьной травли отмечают, что именно эта группа ключевая с точки зрения профилактики. Родителям стоит чаще говорить с детьми об эмпатии, уважении к другим, защите тех, кто не может в какой-то ситуации постоять за себя.


Важно научить ребенка останавливать насилие по отношению к себе и остальным, говорить «Нет, так нельзя, остановись!». Именно социальное неодобрение большинства эффективно работает против моббинга, тогда как дисциплинарные меры лишь множат агрессию.


Не лучшая стратегия — заставлять ребенка «давать сдачи»: психологи Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон в своей книге «Агрессия» описывают исследования, показывающие, что такой стиль воспитания является одним из факторов формирования агрессивного поведения у детей, нарушает у них причинно-следственные связи, не дает развиться навыку эмоциональной регуляции.

Так, переживая сильную обиду, страх или гнев, ребенок, родители которого «мотивируют» его нападать в ответ, может потерять контроль и причинить серьезный вред окружающим и самому себе. Поэтому безопаснее и эффективнее научить ребенка другим способам реагировать на агрессию: говорить «нет» и защищаться словесно, в случае необходимости кричать и звать на помощь, не бояться обращаться за помощью к взрослым.

У ребенка может быть множество ошибочных суждений на эту тему — например, он может думать, что «ябедничать плохо», «жалуются только слабые» и так далее. Обо всех этих вредных стереотипах также важно разговаривать внутри семьи.

Интересное по теме

«Если ребенок просит о помощи, ему нужна помощь!»: почему жаловаться не значит ябедничать

Одной из лучших антибуллинговых программ в мире, чья эффективность научно доказана, считается финский метод KiVa, который применяют в школах, но его рекомендации вполне реализуемы внутри семьи.

Цель в том, чтобы объяснять ребенку с раннего возраста, что издевательства, даже, казалось бы, безобидные щекотка, щипки, толкание друг друга в игре, — это не весело, никто не имеет права обижать другого и мы не должны терпеть любое проявление насилия.

Важно поощрять в ребенке активную позицию, развивать навыки выстраивать личные границы, отстаивать себя и говорить «нет». Это внесет большой вклад в стабильную самооценку и уверенность ребенка, а также искоренит пассивность, поможет в сложной ситуации проявить свою четкую позицию неодобрения.

Один из хороших способов обсудить тему буллинга — совместное чтение книг.

Для самых маленьких

«Проблема на водопое. Приключения Эмо и Чики»

«Больше не дразнись! Продолжение приключений Эмо и Чики»

«Гадкий утенок» Ханса Кристиана Андерсена

Для подростков от 12 лет

«Найдите Лейлу» Мег Элисон

«Повелитель мух» Уильяма Голдинга

«Чучело» Владимира Железникова

Психологиня Людмила Петрановская считает, что будет травля продолжаться или нет, зависит от позиции взрослых, их ответственности и от того, какие ценности продвигаются внутри семьи и школы — не на словах, а на деле, собственном примере мам, пап и учителей.

Уверенные в себе родители с осознанной моральной позицией способны быстро помочь детям разрешить конфликты и остановить агрессию, главное — не считать, что школьные разборки — «обычное дело», «дети сами разберутся» и «все через это проходили». Важно называть вещи своими именами: если кому-то эмоционально и/или физически больно — это насилие, которое нужно остановить, пока не случилась трагедия.

Понравился материал?

Понравился материал?

Поддержите редакцию