В мае 2020 года на фоне пандемии Минздрав Российской Федерации выпустил методические рекомендации об «Организации оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорождённым при новой коронавирусной инфекции COVID-19». В нем было написано, что в случае подозрения на заражение коронавирусом у матери нужно:
Консультанты по грудному вскармливанию ассоциации АКЕВ проанализировали ситуацию и сделали вывод, что такие рекомендации невыполнимы в российских реалиях и на деле означают, что для большинства молодых матерей из этой группы грудное вскармливание окажется невозможным. В августе специалисты из АКЕВа направили в Минздрав открытое письмо, в котором, в частности, писали об оторванности чиновников от реальности: «В данный момент система организации помощи роженицам, родильницам и новорожденным не позволяет организовать регулярное и своевременное кормление детей сцеженным молоком, организацию сбора, транспортировки, хранения и обработки молока для исполнения статьи 8.6 Методических рекомендаций, то есть рекомендации не может выполнить ни один перинатальный центр или роддом в стране».
Также в этом письме приводились ссылки на опыт ведущих здравоохранительных организаций мира (ВОЗ, Итальянское общество неонатологов (SIN), Американский колледж акушеров и гинекологов, Минздрав Великобритании, Союз европейского неонатального и перинатального обществ), которые как раз наоборот призывают не разделять матерей с подозрением на ковид и их младенцев (конечно же, если это позволяет физическое состояние мамы и малыша), и дать женщинам возможность кормить своих детей грудью — естественно, с соблюдением базовых гигиенических норм. Также представители АКЕВа писали, что разделение матери и ребенка противоречит Конституции и Семейному кодексу РФ, так как ограничение и лишение родительских прав на территории нашей страны возможно только в судебном порядке. В конце этого письма консультанты еще раз повторили, что реальные риски для здоровья матерей и новорожденных детей из-за отсутствия контакта матери и ребенка и запрета грудного вскармливания окажутся выше, чем потенциальный риск заражения COVID-19. А одна из тенденций, которую вызвал такой поворот дел, — это то, что беременные женщины все чаще стали писать о своих намерениях рожать дома только потому, что не хотят разлучения с ребенком в российских роддомах.
На это открытое письмо из Минздрава быстро пришел ответ, который можно по праву назвать отпиской. Если резюмировать коротко, то просьба АКЕВа была отклонена. Чиновники писали, что эти временные меры не нарушают Конституцию, а наоборот, охраняют право ребенка на защиту его здоровья. Ведь если мать и ребенок будут находиться в одном помещении, то есть риск, что ребенок заразится от нее воздушно-капельным путем, а доказательств того, что в грудном молоке могут содержаться антитела к ковиду, пока нет. Доводы о важности грудного вскармливания и рисках для здоровья матери и ребенка из-за невозможности нормального постродового периода для женщин с подозрением на ковид в этом письме были полностью проигнорированы.
Наши коллеги из издания «Правмир» собрали несколько историй рожениц, которых сразу же разлучили с новорожденными детьми из-за коронавирусной инфекции. Молодые матери рассказали журналистам о трудностях с лактацией, а также о том, как тяжело им было формировать привязанность к ребенку. И хотя с 1 сентября Россия сделала еще один шаг в возвращении к обычной жизни — школы открылись, а пожилых преподавателей ВУЗов, например, не отпустили на дистанционку -— сколько еще будет продолжаться разлучение новорожденных и их матерей с подозрением на ковид, пока не ясно.
Ещё почитать по теме
«Вспоминаешь о том, что происходит вокруг, и в этот момент становится странно: посреди общего горя – огонек твоей радости»: монологи матерей о родах во время пандемии
«Ни пандемия, ни страх, ни злость не имеют значения»: актриса «Теории Большого Взрыва» поделилась опытом родов во время карантина
Как коронавирус влияет на женское здоровье: все, что известно на данный момент (плохо влияет)