Страсти по поделкам: почему они так важны, и кто должен их делать? Большой ликбез для усталых родителей

Наступил сентябрь, а это значит, что скоро школа и детский сад озадачат родителей поделками из природных материалов.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

И если бы такое происходило только осенью! На очереди конкурс новогодней игрушки, конкурс открыток к 23 Февраля и 8 Марта, пасхальные яйца (да, атеистов тоже заставят), юмористическая поделка на первое апреля, космическая поделка — ко Дню космонавтики и выставка рисунков к 9 Мая.

Как чучело фаршированного бобра и макет Саратова в натуральную величину из еловых шишек вдруг оказались родительской заботой?

Почему во всех этих прекрасных выставках и конкурсах, где должны были показывать свои умения дети, состязание происходит исключительно между родителями?

Как мы оказались в этой гонке? Откуда вообще взялся этот культ бесконечных поделок, и что будет, если мы от него откажемся?

Попытались ответить на эти и многие другие вопросы.

Откуда вообще взялись конкурсы поделок?

Каждый родитель в курсе: конкурсов в детском саду и школе бывает много. Откуда они берутся и чем отличаются от конкурсов, в которых участвовали когда-то мы?

В СССР для выставок и конкурсов детского творчества было два традиционных повода: праздники (Новый год, день Победы) и памятные даты (100 лет со дня смерти Пушкина, 50 лет Октября). Были еще крупные всесоюзные ежегодные конкурсы, которые объявляли, например, крупные газеты и детские журналы.

Конкурсы времен СССР отличались масштабностью и их было не много. Отбор был строгим, не всякий рисунок или поделка могли на них попасть.

В 90-е их количество увеличилось просто за счет того, что многие учреждения, вообще не имеющие отношения к детям, начали проводить выставки и фестивали детского творчества ради рекламы. При этом не было какого-то особого отбора работ — прислали, и ладно. Организаторы перестали следить за самостоятельностью выполнения задания.

Система отбора на всероссийские конкурсы, однако, осталась прежней: все детские сады (или школы) устраивали у себя конкурсы-выставки, лучшие работы отправлялись на районный или городской конкурс, лучшие работы с этого этапа уезжали на региональный, а самые лучшие добирались до всероссийского уровня.

Тут начали появляться тщеславные родители, которые выполняли работу за детей. Однако это явление не было массовым, потому что, по правде говоря, взрослым в 90-е было важнее прокормить детей, чем послать на конкурс резную тыкву.

С широким распространением интернета конкурсов стало еще больше. Теперь в Сети кто угодно может бросить клич и организовать соревнование, а родители и преподаватели могут выбрать, в чем они хотят поучаствовать — тоже онлайн.

Как проходили конкурсы детского творчества в СССР?

Конкурсы поделок из природных материалов, букетов, изделий, созданных на уроках, проводились в рамках приобщения детей к труду и творческой деятельности. В них высоко ценилось самостоятельное выполнение работы.

Эрна П., учительница в сельской начальной школе в 1970–1990 годах:

В основном конкурсы поделок проводились осенью, к празднику урожая. Мы проводили экскурсии на природу с целью сбора материалов для уроков труда, собирали гербарии. Устраивали соревнования по количеству собранного материала.

Кроме того, дополнительные материалы для уроков учителя получали от самих школьников и их родителей. Педагоги просили учеников принести крупы для аппликации, шишки, желуди, фасоль, сухой горох, цветочные лепестки, рябину — то, что долго хранится. Конечно, не все с одного ученика, а кто что может.

Все это хранилось в классе и пополнялось по мере необходимости. Поделки делали на уроках труда или кружках из того, что было в шкафу. Работали по образцам, изготовленным учителями, изучая разные техники.

В сентябре, готовясь к выставке, на уроках труда дети планировали свои проекты, учителя могли подсказать что-то, если ребенок был в творческом тупике. Потом, на уроках же, изготавливали свои работы.

Иногда, если поделка была сложной, могли остаться доделать ее после урока. Родителей если и привлекали, то только как источник материалов. Для общешкольного и районного конкурсов дети выбирали лучшие поделки сами.

Поделки и рисунки должны были отражать художественные и трудовые навыки, которыми овладел ребенок. Над теми, кто сдавал не свои работы, даже смеялись. Нехитрый школьный анекдот 80-х гласил: «А у меня в дневнике запись: „Маме пять“». Учителям было смешно.

Галина Ш., директриса сельской школы в 1986–1996 годах:

Я сама подписывала специальный приказ из РОНО, который гласил, что нельзя злоупотреблять трудом родителей при подготовке детских творческих конкурсов. То есть привлечение родителей к таким состязаниям было не только не типичным, но и наказуемым. Но мы и сами понимали, что родителям есть чем заняться и без школьных поделок.

Поэтому я была сильно удивлена, когда моей трехлетней внучке, точнее, ее маме, дали задание поучаствовать в конкурсе поделок. Какой в этом смысл, если работу выполнит родитель? Даже если работа победит, все будут знать, что ее сделал не ребенок из младшей группы детского сада.

Какие требования к поделкам предъявляют сейчас?

В качестве задач творческого обучения по-прежнему указывают приобщение детей к труду, развитие у них мелкой моторики, творческого начала, усидчивости, создание ситуации успеха (когда ты не умел и не мог, а потом вдруг — раз! — и сделал).

Одним из способов реализации творческого потенциала детей считаются выставки.

Когда конкурс объявляется, в приказе о его проведении обязательно указывается, что работа может быть сделана ребенком самостоятельно или вместе с родителем.

Валентина Н., воспитательница в детском саду:

Все конкурсы нам присылает комитет по образованию нашего города, краевой комитет по образованию и министерство образования. Кроме того, детские сады (по крайней мере наш) активно сотрудничают с ГИБДД и пожарной охраной. От них тоже бывают конкурсы рисунков и поделок.

Участие абсолютно добровольное, отношение воспитателя к детям, не принявшим участие, не меняется. Другое дело, что детям обидно, что другие получают грамоты и поощрения, а они — нет.

Мы всегда говорим, что совместное творчество объединяет, и все эти конкурсы призваны улучшить связь между родителями и детьми. Сейчас вокруг слишком много гаджетов, поработать над поделкой вместе — отличный способ сблизиться со своим ребенком.

Сблизиться — это чудесно. А что, если о конкурсе узнал внезапно?

Многие родители вообще-то любят рисовать, красить и лепить со своим ребенком. Кто-то вместе собирает пазлы, кто-то рисует по номерам, кто-то складывает оригами. В своих занятиях папы и мамы исходят из того, что есть дома, какое настроение у них и у ребенка, не устали ли все так, что засыпают на ходу.

Когда в девять вечера условный второклассник объявляет, что завтра надо принести поделку, у родителей предсказуемо срывает крышечку. В доме нет материалов, у всех нет времени, в головах нет идей. Как итог — забывчивое дитя уходит спать (потому что выспаться — это важно!), а остальные члены семьи остаются работать над ежом из бутылки и шишек.

С детсадовцами еще сложнее: да, о конкурсе объявляют заранее, но полностью на двухлетку выполнение работы не возложишь, так как тогда он проиграет. Вот и соревнуются родители между собой, а в их поделках хорошо, если хоть одна деталька приклеена ребенком.

Почему родители на это соглашаются?

Есть несколько версий:

Родителям нечего делать, вот и клеят за детей. Если посмотреть обсуждения всех этих конкурсов, чаще всего встречается мысль: «мы делали все сами, потому что родители работали». Но ведь и сейчас работают!

К ребенку, систематически не участвующему в конкурсах, будут хуже относиться. Тут все зависит от образовательного учреждения, но даже если относиться станут хуже, конкурсы в качестве причины вслух не назовут. Поэтому родители стремятся везде «подстелить соломки».

Ребенок, не получающий грамот, дипломов и поощрений, сильно расстраивается, когда их дают его товарищам. Это правда, и ребенку, особенно маленькому, трудно объяснить, почему вы не хотите участвовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо. Психологи утверждают, что изготовление поделок и участие в выставках могут дать первый опыт получения успеха и признания. Это важно.

Самореализация за счет детей. Мол, родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим и поэтому занимаются очковтирательством.

Давление авторитетов и репутации. С одной стороны, воспитатель или учитель слезно просит принять участие в выставке. С другой стороны, вы уже победили в трех конкурсах, и ваша семья имеет репутацию творческой и активной. Комбо! И подвести педагога, и лишиться своего почетного статуса, вам будет неприятно.

А зачем это нужно педагогам?

Система оплаты труда преподавателей построена так, что зарплата учителя и воспитателя напрямую зависит от его категории. Чем выше категория, тем выше зарплата. Одним из условий успешного прохождения аттестации является подтверждение своих успехов, как преподавателя: копии грамот и дипломов, полученных учениками, участие в конкурсах в качестве члена жюри, работа с родителями.

Чем больше грамот, тем выше шансы на подтверждение или повышение категории. Кроме того, в класс педагога с хорошей репутацией будут стремиться попасть.

С высшей категорией можно получить повышение, и тем самым улучшить статус даже самого учебного заведения. Кто же станет винить людей в том, что они хотят жить лучше? На их месте все бы подписывались на сто обязательных и двести дополнительных конкурсов, выставок и смотров.

Ну а родителям-то что делать?

Мы часто пишем, что родителям важно бережно относиться к себе и отдыхать вовремя. Изготовление детских поделок к конкурсу по ночам явно не вписывается в понятие «отдых». Так что если вы неожиданно узнали от своего школьника о конкурсе, спокойно объясните, что сообщать о таких вещах надо вовремя. А завтра — извини, дружок, ты останешься без почетных грамот.

С родителями других детсадовцев можно попробовать договориться, о том, что ни вы, ни кто-то из них не будет целиком выполнять работу за ребенка. Таким образом будет меньше поводов расстраиваться из-за судейства на конкурсах.

Ребенку можно объяснить, что не все бывают хороши в изготовлении бус из рябины, таланты встречаются разные. Если он хорош в театральном мастерстве и чтении стихов, возможно, имеет смысл отказаться от конкурсов «своими руками», а сосредоточиться на том, что ребенку действительно удается. И рукодельничать, но только когда вам самим этого хочется.