Вы как-то неправильно празднуете

Воскресное письмо о том, чему ребенка учат детсадовские мероприятия.

Привет!

Сегодня пишу вам я, старшая редакторка НЭН Тамара Высоцкая. Хочу поговорить о праздниках — да не о простых, а о детсадовских.

У моего сына не очень богатый детсадовский опыт (всего два года минус пандемический карантин), но все, что мне удалось понять о системе дошкольного образования — это то, что жизнь в саду — это один постоянный праздник.


Не в том смысле, что там все бесконечно счастливы и перемазаны тортом, а в том, что там постоянно готовятся к празднику.


Праздник осени, Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, праздник весны, День Победы, праздник лета… Даже если в календаре внезапно образуется какая-то беспраздничная дыра, работники детсада тут же придумывают, как ее заткнуть каким-нибудь выдуманным праздником.

Исходя из моего скромного опыта (хотя, знаете, кажется, что все происходящее в госсадах выглядит примерно одинаково), все праздники развиваются примерно по одному и тому же сценарию: дети долго и нервно готовятся, учат стихи, танцы, песни, утомительно репетируют (иногда ради этого даже пропускают прогулки), а потом наряжаются в тесные пиджачки и синтетические платья, чтобы это все исполнить перед глазами растроганных родителей или, как принято в новой пандемической реальности, перед объективом камеры воспитательского телефона.

Помню, как в раздевалке яслей мама двухлетнего И. говорила воспитательнице: «Вы только перед выступлением на него обязательно бабочку наденьте. Он будет плакать, но вы не слушайте, все равно наденьте — так красивее».


И что я хочу сказать: господа родители, вы только задумайтесь, какой огромный стресс под видом праздников нашим детям продают детские сады!


Они еще только познают мир и пытаются разобраться, как в нем все устроено, и им тут же — с ясельной группы — демонстрируют, что праздник — это когда ты долго-долго мучался под окрики музички, неделями репетировал, учил этот несчастный стих, чтобы потом дрожащим и сбивающимся голосом рассказать его «со сцены». И после того, как ты наконец «отстрелялся», ты приходишь в сад через неделю, а тебе говорят: «Ребята, а знаете, какой у нас следующий праздник?» — и ты понимаешь, что ничего не кончилось.

Я помню, как смотрела запись первого сыновьего утренника в яслях — он длился почти час (это с двух- трехлетними-то детьми!), в течение которых малыши в ободках с заячьими ушами то пели, то плясали, то рассказывали стихи.

Понятное дело, что уже через 20 минут все это превратилось в невнятную кучу малу, в которой перевозбужденные и усталые дети отказывались по десять раз садиться на стульчики и дружно вставать, как только заиграет музыка. Они толкались, дергали занавески, сдирали друг с другая заячьи уши, бегали наперегонки, чесались, плакали (как, например, несчастный И. в красивой бабочке), ковырялись в носу и совсем не слушали властное «И-раз-два-три-четыре», раздающееся где-то за кадром.

Я смотрела, и мне было жалко всех — и детей, которые будут думать, что праздник — это вот так, и воспитателей, которые пытаются что-то продемонстрировать родителям и отчитаться перед начальством, и себя, которая только после тридцати начала учиться праздновать так, чтобы праздник из обязаловки и пытки превратился в удовольствие.


Серьезно, подход «не задолбаешься — не попразднуешь» был со мной всю мою жизнь, и, мне кажется, став мамой я наконец начала догадываться, откуда ноги растут.


Я понимаю, что праздники в детском саду имеют какую-то важную педагогическую цель (но это не точно). Готовясь к праздникам, дети, очевидно, учатся петь, танцевать, учат стихи и узнают чуть больше о мире — о временах года и исторических событиях, например. Я правда не думаю, что все эти навыки нельзя получить менее утомительным способом, но да ладно — бодаться с системой все равно невозможно.

Как всегда, когда нам не нравится что-то, что происходит вокруг нас, мы можем попытаться компенсировать это дома — личным примером. Детей надо учить всему — даже тому, как радоваться и праздновать важные события и календарные даты.

Бесспорно, некоторые праздники нужны не для радости и веселья — как, например, 23 Февраля или 8 Марта, но есть и те, когда веселиться, обниматься, делать друг другу приятное, получать удовольствие и создавать новые, приятные воспоминания просто необходимо. А не воспоминания о том, как тебя заставляли в пятый раз читать стихи перед подвыпившими родственниками или как давила на шею доморощенная бабочка.


И здесь (давайте немного пошатаем скрепы), мне кажется, надо сделать так, чтобы социальные традиции заместились традициями семейными.


Например, если ваш ребенок боится Деда Мороза — так, может быть, и не надо звать его Новый год? Или если вы устали — может быть, на праздник достаточно заказать пиццу, а не стоять сутки у плиты, падая от усталости? Или если ребенку нравится кататься на трамваях — может быть, его больше порадует в свой день рождения кататься на трамваях и есть торт, вместо того, чтобы звать домой толпу одногруппников? Да, трамваи — это как будто непразднично, но если вы знаете, что это именно то, чего хочет ваш ребенок, то почему бы и нет?

Я думаю, что индивидуальный подход к праздникам и понимание того, что праздники должны приносить радость, а не головную боль — это еще один крутой тренажер осознанности, который помогает ребенку (да и взрослым тоже) глубже осознать свои желания и разобраться, что приносит ему радость — и как это меняется со временем. А еще это отличный способ больше узнать друг о друге и стать терпимее к различиям.

Может быть, идеальный праздник для мамы — это просто тихий вечер с бокалом вина и любимым фильмом, а идеальный праздник для папы — это собрать большую группу друзей и пойти на футбольный матч — все эти и многие другие варианты имеют право на существование, потому что люди разные и их способы радоваться жизни — тоже.


Давайте радоваться жизни — искренне, от души и по-своему, а не так, как «принято» и не так, как «все делают».


Давайте учить этому своих детей: праздник — он не в стихах и бабочках (хотя для кого-то, быть может, и так), он в том, чтобы чувствовать себя счастливым, баловать, радовать себя и окружающих, получать удовольствие и делиться им с другими. И правильных способов здесь нет. Мне кажется, этот навык будет поважнее, чем топать ножкой под музыку (хотя и крупную моторику развивать тоже надо, ага).

via GIPHY

Радуйтесь жизни почаще, пожалуйста!

Старшая редакторка НЭН,

Тамара Высоцкая

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!