Мы с вами уже много раз говорили, что любые детские эмоции важны и нужны, и наша родительская задача состоит в том, чтобы научить наших маленьких людей распознавать и выражать чувства без страха и упрека. В этом деле, как утверждает специалист по игре, педагог и руководитель проекта «Культура игры» Наталья Беляева, может помочь… да-да, игра! Вот какая идея у нее есть для тех, кто хочет научить ребенка не бояться своей злости.
Уже неделю в условиях скорой помощи я практикую запись утренних пятиминуток-вдохновения для игры родителям, которые не знают с какой стороны подступиться к этому процессу на карантине. Это не список игр, это «заготовки» под них, которые вы сможете адаптировать под себя и своего ребенка.
Они выручат вас, когда настолки успеют надоесть, а обучающие уроки в игровом формате изрядно утомят. А самое главное, что для таких игровых погружений дома не потребуется никакой специальной подготовки и они позволяют развить эмоциональный интеллект. Решила поделиться серией этих лайфхаков с вами. РЫЧИМ КАК ЛЕОН!
Есть такая книжка от издательства «Поляндрия». В ней мальчик Леон часто превращается понарошку в разных животных, когда хочет выразить несогласие или недовольство. Например, рычит как лев, если не хочет убирать комнату, или огнедышащего дракона, когда ему не достался еще один кусочек пирога. При этом его мама умело превращается в дрессировщика или рыцаря, поддерживая такое перевоплощение ребенка, при этом мягко добиваясь выполнения договоренностей/обязанностей, которые Леон саботировал.
Мне кажется, что это здорово – вот так научить ребенка выражать через игру свои чувства, безопасно и с возможностью разрешить ситуацию. Именно поэтому я часто предлагаю поиграть в рычалки, как если бы мы были… и нужный образ выбирать вам с ребенком!
Плюсы: легализация эмоций, в первую очередь злости и недовольства, потому что они есть в человеческой природе. Их признание очень облегчает жизнь взрослым и детям. При этом игра дает легкий и веселый способ эту злость проявить безопасно как для ребенка, так и для родителя, а не копить их и уходить в скрытую агрессию и психосоматику.
Как разнообразить: вы легко можете трансформировать игру в кастинг животных на роль злодея, попридумывать как рычат люди разных профессий, как рычали бы разные виды транспорта, а как могли бы рычать предметы на кухне? Все это можно сопровождать разными звуками, мелодиями, про это можно снять даже мини-фильм на камеру телефона для домашнего архива! Очень здорово, если у вас есть возможность пофантазировать, а почему все эти персонажи рычат, что их не устраивает, почему злятся?
Имея такой опыт, ребенку будет гораздо легче справиться с внутренним недовольством, которое может возникать. Во-первых, потому что он уже будет знать, как называется это состояние, которое он чувствует внутри – злость — и не будет его бояться. А во-вторых, потому что у него появится классный способ это недовольство сбросить через игру вместе с вами и не огрести за это.
Вот так незамысловато благодаря игре можно научиться контролировать свой гнев в самых простых бытовых ситуациях. И даже несмотря на то, что играть вы будете понарошку, эмоции и навык с ними справляться сформируются у ребенка очень даже настоящие. А это уже история, выходящая за рамки игры и помогающая в жизни реальной. То самое развитие эмоционального интеллекта, которое так всех сегодня волнует.
Споры, слезы и упрямство: почему любые детские эмоции важны
Путь к детям лежит через эмоции: что нужно знать о «нежелательном» поведении тоддлера
10 ситуаций, когда нам кажется, что ребенок ведет себя плохо, но на самом деле это не так
Скандалы, интриги, истерики: почему детям бывает сложно справиться с эмоциями и как им можно помочь