27 июня в ходе Петербургского международного юридического форума заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов заявил: в России готовят закон о запрете идеологии чайлдфри и признании ее экстремистской.
В связи с этим мы решили разобраться, кто же такие чайлдфри и есть ли у них вообще идеология.
Для России чайлдфри — явление довольно новое. Однако из-за вечной озабоченности демографией и традиционными ценностями ограничить сторонников бездетности в высказываниях пытаются уже больше десяти лет.
В феврале 2013 года по требованию прокуратуры Санкт-Петербурга «ВКонтакте» заблокировала несколько чайлдфри-групп. Чиновники обосновали блокировку тем, что в группах «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», и отрицались семейные ценности.
В 2018 году общественное движение «За жизнь!» направило обращение к Владимиру Путину с просьбой внести изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые бы позволили блокировать чайлдфри-сообщества в соцсетях.
В 2019 году Виталий Милонов направил в Минздрав письмо с призывом «публично развенчать идеологию чайлдфри».
В 2021 году депутатка Госдумы Инга Юмашева предложила приравнять к деструктивному контенту пропаганду чайлдфри, безопасности абортов и секспросвет.
В 2022 году в Госдуму внесли законопроект о запрете распространения идеологии «чайлдфри» среди детей. Разработали его депутаты башкирского Курултая. Документ дважды возвращали на доработку. В 2023 году его снова пытались внести в Госдуму — в феврале и июне.
Теперь заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов говорит о готовящемся законе, запрещающем «идеологию чайлдфри», — и мы подозреваем, что речь идет о том самом многострадальном проекте 2022 года.
А 1 июля депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев призвал Минюст признать чайлдфри экстремистским движением.
Интересное по теме
Запрет пропаганды чайлдфри: колонка о том, как выглядит фальшивая забота о демографии
Чайлдфри — это люди, которые сознательно и добровольно не хотят иметь детей по множеству разных причин. Название происходит от английского childfree — свободный от детей. На западе такие люди часто называют себя voluntary childless — добровольно бездетными.
Если человек просто бездетен по биологическим причинам, он может хотеть детей и прилагать усилия, чтобы их завести: пользоваться репродуктивными технологиями, усыновлять и даже выбирать работу, позволяющую реализовывать свои родительские качества. Если человек добровольно бездетен, у него нет детей и ему так нормально. При этом биологию никто не отменял: чайлдфри может быть бесплодным или иметь наследственные заболевания, которые не хочет передавать потомству. Однако по поводу невозможности обзавестись детьми такой человек не страдает.
Добровольная бездетность — явление старое и вполне уважаемое. Но до определенного времени, чтобы быть добровольно бездетным, нужно было отказаться от секса и вступления в брак. А брак вплоть до начала XX века был единственным доступным социальным лифтом для женщин.
Высокая рождаемость в прошлом была обусловлена не каким-то особым чадолюбием предков, а отсутствием доступной надежной контрацепции и высокой детской смертностью. Рожали много — выживало мало. Развитие медицины повернуло ситуацию на 180 градусов: теперь рожают мало, потому что выживают практически все.
Однако, как и раньше, в мире достаточно людей, которые не хотят становиться родителями в принципе. И их сделала видимыми сексуальная революция: когда изобрели оральные контрацептивы, женщины начали громко заявлять о том, что материнство — это не главная цель в их жизни. Появились активистки, которые вступали в брак, занимались сексом, но могли не рожать, если не желали этого. Тогда же и заговорили о добровольной бездетности.
В России, соответственно, явление пришло позже — в 90-е годы, когда в аптеках стали появляться противозачаточные пилюли и разнообразные презервативы.
Интересное по теме
«У нас не будет детей, только любовь»: история о том, как мужчина захотел сделать вазэктомию, а весь Твиттер его отговаривал
Это сложный вопрос. На самом деле чайлдфри и чайлдхейт (от англ. childhate — ненависть к детям. — НЭН) — это разные вещи. Человек может искренне любить детей, но знает, например, что ему финансы или занятость не позволяют их достойно содержать. Поэтому он отказывается от размножения, но не испытывает негативных чувств, когда надо посидеть с племянниками. Чайлдфри может быть и воспитательница в детсаду, и педиатр в поликлинике — они хорошо относятся к своим подопечным, но собственных детей заводить не хотят.
Однако в чайлдфри-группах в соцсетях часто можно увидеть нападки на родителей и детей. В попытках доказать свою точку зрения их участники часто прибегают к сленгу и сниженной лексике, называя желающих размножаться женщин «овуляшками», матерей — «яжматерями», а детей — «личинками». С одной стороны, логично, что те, кто ненавидит детей, не стремится их заводить — так что чайлдхейтеры в большинстве своем являются чайлдфри. С другой стороны, и помимо ненависти причин не размножаться существует множество. Большинству чайлдфри дети просто неинтересны.
Интересное по теме
Что такое интенсивное родительство? Рассказываем, откуда оно взялось, и что с ним теперь делать
Да, разумеется. Если дело только в нестабильности жизненных обстоятельств — так они меняются. Люди, которые не хотели детей из-за бедности и неустроенности, могут начать задумываться о том, чтобы стать родителями, когда их финансовые дела пойдут на лад. Если дело в страхах и боязни ответственности — их можно проработать у психотерапевта. Разобраться со своими травмами и болезненными установками всегда полезно, вне зависимости от того, насколько они относятся к размножению. Есть также люди, которые позиционировали себя как чайлдфри в юности, а потом завели детей, после того, как получили желанный объем независимости и построили карьеру.
На самом деле от попыток заставить чайлдфри размножаться они только укрепляются в своей позиции. Все эти «родишь — поймешь», «ой, да ты еще молодая, потом передумаешь», «в старости пожалеешь» — вызывают у добровольно бездетных ощущение, что им пытаются залезть в трусы. Кроме того, попытки переубедить в чем-либо всегда воспринимаются как неуважение к чужому личному выбору.
Чайлдфри не ходят с транспарантами «Приходи к нам в бездетность!». Они просто хотят, чтобы их выбор уважали, не пытались на них давить, общались с ними без жалости и поучений. У людей, не планирующих иметь детей, нет общей идеологии, выбитой в граните, потому что между «я не хочу детей из-за своей бедности» и «меня пугают роды» лежит слишком большая пропасть.
Интересное по теме
«Информационная и культурная среда навязывает женщине аборт как приемлемое, доступное». Какие ограничения на аборты действуют сейчас?
Добровольную бездетность никто не изобретал — люди, не желавшие становиться родителями, существовали всегда. Революция в контрацепции просто сделала их видимыми. Чайлдфри также не являются диверсией против России со стороны «коварного Запада», потому что на этом самом Западе добровольно бездетные тоже есть. И их еще больше, чем у нас.
В странах Юго-Восточной Азии молодые женщины тоже массово отказываются от вступления в брак и секса в знак протеста против патриархальной культуры. Там считается, что женщина должна положить свою жизнь на алтарь служения мужу и семье, что, естественно, не предел мечтаний для 20-летних. Некоторые страны региона пытаются исправить ситуацию, смягчив традиции: в Японии, например, предложили пропагандировать вовлеченное отцовство и улучшили условия выхода в декретный отпуск для мужчин.
Однако снижение рождаемости происходит во всем мире — даже там, где отсутствует контрацепция, феминистки и «пропаганда чайлдфри».
Рождаемость вообще мало зависит от пропаганды. Она больше коррелирует с финансовым благополучием и стабильностью. Если люди уверены в завтрашнем дне — они рожают больше. Но не критично больше — к массовой многодетности мы вряд ли вернемся из-за современного уровня развития медицины. Насколько бы благополучной ни была семья, содержать пять-восемь детей для нее будет накладно, как финансово, так и психологически. Городские квартиры в принципе не приспособлены для многодетности, а урбанизация идет полным ходом.
Что касается пропаганды бездетного образа жизни, то социологиня Ольга Исупова, единственная исследовательница в России, занимающаяся изучением феномена чайлдфри в российском обществе, считает: «Если истинных чайлдфри заставлять рожать детей, ничего хорошего не выйдет. В крестьянских семьях были неоднократные случаи детоубийства. Даже в отсутствие контрацепции и возможности отказаться от секса был способ не иметь детей. К сожалению, в этой страшной форме он всегда существовал».
По данным тематического телеграм-канала, посвященного демографии, «Демография упала», в России доля женщин, не желающих иметь детей, составляет два процента (от всех женщин детородного возраста; по данным наблюдения репродуктивных планов населения).
Мы не знаем. Эксперт по антиэкстремистскому законодательству Александр Верховский считает, что под удар попадут в основном пользователи соцсетей и блогеры: «Дела будут возбуждаться, видимо, в отношении тех, кто вслух высказывается против рождения детей или ведет соответствующие блоги». У чайлдфри нет собственной символики, они не проводят демонстраций, а объединяются они исключительно в соцсетях. Так что это очередной закон, позволяющий правоохранителям «ловить преступников», не сходя с дивана.