136 непрочитанных сообщений: добро пожаловать в родительский чат!

«Сочувствую!», «Ты справишься!», «Беги оттуда!», «Сил и терпения!». Если не знать, о чем речь, можно подумать, что человек попал в трудную жизненную ситуацию. В каком-то смысле так оно и есть: подобные сообщения от бывалых получают те, кого впервые добавили в родительский чат.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Рассказывать, что такое родительский чат, нет смысла: о них наслышаны даже те, кто в таковых не состоит (ваше счастье). Хотя ходят слухи о конструктивных чатах, в которых никто не выясняет отношения, не присылает предупреждения от «знакомого из МЧС» и не требует вернуть потерянную ребенком игрушку. Мы таких, если честно, не встречали, поэтому в этом материале поговорим о тех, где весь этот флуд присутствует и приравляется оскорблениями и конфликтами. А еще разберемся, возможно ли превратить их в те самые мифические чаты, где без ста сообщений решаются организационные вопросы.

Недавно в социальных сетях мы спрашивали у наших подписчиков, какие истории случались с ними в родительских чатах. И вот что нам рассказали.

Анна

В прошлом году моя дочь пошла в пятый класс, я вместе с еще одной мамой вызвалась в родительский комитет. В начале года со всеми родителями решили, что будем сдавать по 2000 рублей на весь год: поздравлять учителей, покупать тетради для контрольных и самостоятельных работ, рабочие тетради по английскому и атласы по географии. Все сдавали деньги без напоминаний, кроме одной мамы (у нее в классе было два ребенка), которая пообещала отдать необходимую сумму частями.

Когда все остальные уже сдали нужную сумму, я спросила у нее, когда ждать деньги, а в ответ получила кучу негатива, обвинение в попрошайничестве и угрозу в виде похода к директору и уголовного наказания.

А когда школа участвовала в благотворительной акции, она заявила, что не будет больше сдавать деньги, потому что «не обязана поздравлять и кормить каких-то стариков». В этом году — отказалась приводить детей на празднование дней рождений.

Марина

Обычно все портят один-два человека. В последний раз в нашем родительском чате был спор из-за подарков: один папа пытался убедить всех купить тот подарок, который хотел для своего ребенка (а в саду просят дарить детям одинаковые подарки, чтобы по ходу игры они не расстраивались). Не смог, психанул и вышел из чата. С тех пор у нас в чате благословенные склад и лад.

Анастасия

Терпеть не могу эти чаты. В свое время сама вышла из чата детского сада, в котором не было воспитателя. Руководствовалась идеей, что если нужно будет сдать деньги — меня из-под земли достанут, а просто так читать всю эту бесконечную лабуду у меня нет ни времени, ни сил, ни желания. Считаю это отличным решением для сохранения кукухи. Сейчас в школе вообще нет никакого отдельного родительского чата. Иногда прошу желающих потрындеть создать отдельную беседу «без лишних глаз».

Алена

В первый год садиковский чат был адовым безумием. Кто-то постоянно ругался. На что-то все время собирали: от карандашей до цветных принтеров и все под лозунгом: «Тот, кто любит своего ребенка…!» Подарки обсуждались месяцами, со скандалом и выяснением, кто тут лучшая мать: «Вот я для своего ребенка.». Чат звенел 24/7.

Кажется, что в этих историях нет ничего криминального. Но это — небольшие конфликты, которыми поделились всего несколько человек. Опрос ВЦИОМ, например, показал, что 45 процентов родителей вообще никогда не сталкивались со спорами и агрессией в чатах. А 54 процента признались, что они случаются часто. Бывали случаи, когда скандалы заканчивались смертью участников.

Когда ситуации доходят до самых критических точек, то, к сожалению, правовых норм, которые регулируют онлайн-общение — нарушение прав, травля, буллинг — у нас нет. Единственные статьи, за которые можно зацепиться — «Оскорбление» (статья 5.61. КоАП РФ), «Клевета» (статья 128.1 УК РФ), «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (статья 137 УК РФ) и «Защита чести, достоинства и деловой репутации» (статья 152 ГК РФ).

Для подачи заявлений нужно обязательно сохранять скрины переписок, подтверждающих факт этой самой клеветы, покушения на честь и достоинство.

Как правило, люди в чате ругаются, потому что думают, что их обидели, флудят, потому что хотят поделиться наболевшим. Но основная причина — отсутствие единого мнения: родители спорят, какие ленточки купить, какие костюмы заказать, какие конфеты подарить, какие цветы. Или — просто не соглашаются с мнением большинства и отказываются искать компромиссы.

Интересное по теме

Фейки, чатики и выбор. Воскресное письмо

Мы поговорили с психологиней Ксенией Несютиной, которая объяснила, почему самые тихие люди на родительском собрании превращаются в настоящих монстров и пишут самые агрессивные сообщения. И возможно ли вообще отстоять личные границы в чате.

Ксения Несютина

Онлайн — это безнаказанность и ощущение безопасности: люди за экраном чувствуют себя в «домике». То, что сложно сказать в глаза намного проще написать в сообщении. Еще на очном собрании присутствует человек, регулирующий процесс общения — педагог, воспитатель, няня, директор, а в родительских чатах часто нет модератора. Значит, нет надзора, и участники оттягиваются, как могут: выплескивают всю накопившуюся агрессию, переходят на личности, оскорбляют друг друга — никто им за это ничего не сделает.

Как правило, нас задевают какие-то определенные фразы, поэтому нужно проанализировать, что именно стало причиной определенной реакции и ответить на это. Например, часто пишут: «Некоторые тут возмущаются». А понятно, что «некоторые» — это конкретное обращение без права защититься, потому что собеседник не говорит напрямую. Есть простая формулировка: «Сейчас мне кажется, что вы говорите про меня. Я не разрешаю …. (так меня называть, так называть моего ребенка, так обвинять меня в чем-то)». Такое четкое обозначение границ без вхождения в конфликт.

По своей человеческой природе мы всегда и везде пытаемся найти виноватого. Например, ребенку в школе плохо. Он получает плохие оценки. Ни с кем не дружит. Значит — есть какой-то другой ребенок, из-за которого все это происходит. Понятное дело, что это самообман. Но многие выбирают именно такой путь.

Когда в чате начинается публичное осуждение какого-то поступка ребенка (не важно, виноват он или нет) — нужно, во-первых, выводить этот конфликт из чата, потому что это не публичный вопрос, а во-вторых, привлекать к обсуждению ответственное лицо: воспитателя, учителя, какого-то взрослого, напрямую причастного к ситуации. Ведь если мы не согласны с чем-то в обществе, то идем в суд, где разбирается судья — независимое лицо. Также и в чате: у родителей нет права обвинять чужих детей без третьего лица. Судья внутри класса или группы — носитель порядка и правил, который следит, чтобы эти порядки и правила соблюдались.

Как сделать родительский чат безопасным и эффективным?

Назначьте модератора/администратора

Это первое и самое главное правило. Без него все нижеперечисленные советы не сработают. А с ним — превратят родительский чат в эффективный инструмент решения вопросов. Желательно это сделать в первый день создания чата или на родительском собрании. Если вы решили им стать, то ниже перечислены правила, которые можно предложить другим родителям. Если модератор кто-то другой — передайте ему эти идеи.

Введите правила

Коллективно обсудите, пропишете и убедитесь, что все участники их увидели. Первое время придется делать замечания, если эти правила не соблюдаются, но постепенно участники чата привыкают к порядку. В идеале — оформить их в отдельный документ или закрепить отдельным сообщением в чате, чтобы ссылаться на них в любой момент.

Установите режим чата

Добавьте правило про «рабочие часы» чата и пропишите их в закрепленном сообщении.

Запретите оскорбления

Потому что чат — не место для выяснения личных оскорблений и нецензурных выражений.

Используйте опросы и голосования

Раз уж у вас есть чат в социальных сетях, то грех не пользоваться всеми инструментами, которые есть в мессенджерах. Если нужно решить, какой подарок купить детям — соберите идеи и устройте опрос с вариантами ответов.

Установите лимит времени на решение

Например, молчание в течение суток и отсутствие голоса в опросе означают согласие с предложением устроить детям Хеллоуин и заказать торт в виде тыквы.

Запретите спам

Конкретизируйте, что считается спамом. Люди, отправляющие массовую рассылку открыток каждый день, делают это искренне. Как и те, кто верит, что сможет стать счастливым, отправив «это сообщение» еще десяти контактам. Нужно четко обозначить, что все это остается за пределами чата.

Пропишите, для чего можно использовать чат

После запретов — расскажите, какие вопросы здесь будут решаться: обсуждение костюмов, подарков, мероприятий, экскурсий, домашних заданий — всего, что касается пребывания детей в саду/школе. И каким образом можно выражать свое мнение: голосовать, ставить реакции на сообщения, конструктивно предлагать альтернативные варианты и писать все одним сообщением.

Решайте конфликты с участием третьей стороны

Если у родителей есть претензии, они должны обращаться к третьему лицу: учителю, воспитателю, медицинскому работнику, а не друг к другу. Поэтому в таком случае стоит инициировать встречу вместе с ним. Или — провести созвон в Zoom.

Делайте таблицы

В закрепленном сообщении у нас висят все вышеперечисленные правила. А чтобы не потерять всю остальную важную информацию — можно создать Google-диск, дать к нему доступ всем родителям и выкладывать туда таблицы с расписанием, формы опросов (например, с теми же идеями подарков или удобным временем для поездки в музей), программы экскурсий и все важные документы. Это спасет от десяти вопросов на одну и ту же тему и от звуков уведомлений в течение всего вечера.