В издательстве МИФ вышла книга Виктории Шиманской и Александры Чканиковой «Детские страхи». С разрешения издательства НЭН публикует фрагмент главы «Что это было?..» — о том, как реагировать, если ребенок действительно столкнулся с чем-то пугающим.
Мы с Леной (пять лет) шли по улице, и к нам пристал какой-то очень агрессивный человек — то ли пьяный, то ли не совсем здоровый. Мне даже показалось, что у него был нож. Стал о чем-то спрашивать, орать, хватать Лену за шарфик. Я попыталась поскорее уйти, но он успел наговорить гадостей, что «порежет», «почикает»… Я вцепилась в Ленину руку и сильно прибавила шагу, а она так удивленно повернулась ко мне и спросила: «Мама, что это было?» Я что-то сбивчиво ей сказала, но, мне кажется, на вопрос толком не ответила. Как правильно реагировать, когда ребенок сталкивается с подобным?
Здорово, если ребенок спрашивает вас о том, что его напугало: значит, у вас все хорошо с доверием, вы являетесь для него надежной опорой. В описанной ситуации Лена ждала, что мама точно даст ей ответ, поэтому не постеснялась узнать, что произошло. Как ни странно, но именно такие столкновения с чем-то страшным неизбежны, особенно в детстве.
История с Леной вдвойне неприятна, так как в ней не исключена была реальная угроза и ребенку, и маме. К счастью, дети гораздо чаще знакомятся со страшным, увидев случайные кадры из фильма или криминальной хроники или подслушав чей-то разговор.
Любая новая ситуация, пока не осмысленная ребенком, может вызвать страх. И очень здорово, если ребенок спрашивает родителей, что, собственно, происходит. Но вот беда: далеко не всегда мы можем быстро подобрать слова для ответа, особенно если сами напуганы.
Тут самая распространенная родительская ошибка — сделать вид, будто ничего не произошло. Ребенок спрашивает, что это было, а взрослые делают невинное лицо и уверяют: «Да все в порядке. Тебе показалось. Ничего особенного. Голову не забивай, пошли дальше!»
«Ничего» — самое страшное, что можно сказать ребенку, который чем-то напуган. Это слово действует как выключатель.
Щелк! И во тьму погружается все, что и так было не до конца ясно. Скрытое во тьме всегда ужаснее, чем то, что хорошо видно. Это «ничего» никак не рассмотреть, не изучить, не принять, оно намного больше и непонятнее, чем любое что-то. Его можно только загнать в угол и по возможности забыть.
Вместе с «ничего» у ребенка возникает и недоверие к себе. Ну как это ничего, если я видел? Я слышал крики из окна, я видел пожарную машину, я заметил, что по лицу взрослого пролетела тень, значит, он тоже что-то видел и, может быть, тоже испугался. И почему мне говорят, что ничего там не было?! Более честный и экологичный выход — признать, что страшное было. Но не создавать вокруг него тьму, а аккуратно, осмысленно осветить нужные области и вместе с ребенком спокойно все рассмотреть, не вдаваясь в слишком яркие детали.
Интересное по теме
Что такое газлайтинг, зачем его используют родители, и как перестать? Большой разбор
Интересное по теме
Страх, боль и отчаяние: как война влияет на детей
Лайфхак 1: если вы подозреваете, что ребенок очень напуган тем, что увидел, во время разговора используйте глаголы несовершенного вида. Это позволит немного смягчить эффект.
Лайфхак 2: если вам сейчас тяжело обсуждать с ребенком то, что увидели, отложите разговор и вернитесь к нему, когда вы будете спокойны, или попросите кого-нибудь о помощи. Вы поможете ребенку уже тем, что сами не начнете разрушаться от страха. Возможно, о каких-то сложных моментах лучше расскажет папа, или дедушка, или вы, но после чашки крепкого сладкого чая.
Здорово, если у вас хватает выдержки и красноречия с ходу отвечать на вопросы ребенка о страшном. А вообще можно облегчить себе задачу и подготовиться к этому заранее. Попробуйте придумать, что вы скажете, если ребенок придет и спросит, например, откуда берутся зомби или почему та женщина в кино так ужасно кричала.