Как правильно попросить ребенка помочь вам по дому: отвечают ученые

Группа исследователей из Нью-Йоркского университета провела эксперимент, в ходе которого выяснила, как правильно просить ребенка выполнять бытовые задачи. В исследовании приняли участие дети в возрасте от четырех до пяти лет.

Детям предлагалось выполнить какое-нибудь трудное дело по хозяйству — например, привести в порядок ведро, из которого высыпался мусор. При этом к одной группе детей ученые обращались как к «маленьким помощникам», а вторую просто просили «помочь».

Затем задача усложнялась — убранная детьми грязь вновь оказывалась на полу.

А дальше происходило интересное. Результаты показали, что дети, которых просили «помочь», были намного более стойкими после неудачи по сравнению с «помощниками». Иными словами, обращенный к детям глагол, а не оценочное существительное оказалось более эффективным способом добиться от них не только выполнения поставленной задачи, но и спокойного отношения к неудаче.

Специалисты говорят, что подобная схема работает и в других случаях, например, когда вы предлагаете ребенку почитать или порисовать. Чтобы вызвать у ребенка интерес к действию, нужно назвать само действие, а не идентифицировать малыша как исполнителя этого действия. То есть не «ты мой маленький читатель» или «мой маленький художник», а «давай почитаем» или «что ты хочешь нарисовать?».

Стоит отметить, что в 2014 году было проведено похожее исследование, в котором говорилось, что использование слова «помощник» по отношению к ребенку как раз вполне помогает приучить его к домашним обязанностям. Однако авторы современной работы говорят, что разница предыдущих и нынешних результатов в том, что они получены в разных условиях — четыре года назад дети, выполнявшие задания теста, не сталкивались с неудачами. А эти самые неудачи в быту для ребенка неизбежны — ведь у него далеко не сразу получится то, чего вы от него хотите.

Как именно применение глаголов при обращении к ребенку с просьбой сделать что-либо поможет родителям, говорящим не на английском языке, не очень понятно. Но это можно проверить в частном порядке — давайте все начнем проводить свой домашний эксперимент и посмотрим, насколько глаголы лучше помогают детям справляться с поставленными задачами и преодолевать неудачи. В конце концов, именно этим — поисками наиболее эффективных способов общения с современными детьми — мы с вами каждый день и занимаемся.