Первые Всемирные юношеские игры начались в Москве 11 июля 1998 года: нарочито пафосно, под ширмой дефолта и кризиса. Россиянам открылась дорога в бедность, а юным спортсменам — в большой олимпийский спорт с ранних лет. И в целом два этих события можно сравнить по масштабу последствий, которые они за собой повлекли.
27 ноября небольшая правительственная делегация из Москвы посетила штаб-квартиру Международного олимпийского комитета в швейцарской Лозанне. Цель — заручиться поддержкой комитета и провести новое соревнование для юных спортсменов под патронажем МОК.
Говорили про потенциал Москвы, про интерес к спорту, про международное сотрудничество, про поиск новых юных талантов. Говорили весьма убедительно — 15 апреля 1997 года Хуан Антонио Самаранч (президент международного олимпийского комитета), Юрий Михайлович Лужков (который на тот момент был мэром столицы) и Виталий Георгиевич Смирнов (президент олимпийского комитета России) подписали соглашение об организации Всемирных юношеских игр.
Сразу после этого столица засуетилась: все стадионы Москвы были специально реконструированы, причем аренами стали стадионы, о существовании которых в России, и уж тем более в мире, никто до этого и не слышал («Локомотив», «Торпедо», площадки подмосковных городов Селянино, Химки, Щелково). «Лужники», Дворцы спорта «Сокольники», игровые залы ЦСКА, стадионы «Динамо», «Локомотив», конечно, тоже отремонтировали, построили Новую Олимпийскую деревню. Правда далеко не все жители страны одобряли эту инициативу.
Вся подготовка началась в 1997, почти ровно за год до технического дефолта. Но уже на тот момент страна была не в самом лучшем финансовом положении. Когда люди столкнулись с настоящим финансовым кризисом и безработицей, количество денег, которое Юрий Лужков выделил на завершение строительства объектов — в потоке общей паники ускользнуло от внимания людей. Сумма была внушительной — 477,4 миллиона рублей (на момент 1997 года — 477,4 миллиарда рублей).
Интересное по теме
«Высчитывали, сколько картофелин могут приготовить на ужин»: о чем вспоминают дети 90-х
Но идея дать юным спортсменам возможность соревноваться как взрослым, собираться в одном городе представителям разных стран и разных спортивных направлений — невероятно окрыляла Лужкова. Он с гордостью называл это событие мини-олимпийскими играми.
В 1998 году на на улице Удальцова, 46-50 (в районе проспекта Вернадского) появилось шесть беленьких многоэтажек с бассейнами, теннисным кортом, культурно-спортивными сооружениями, почтой, банками и парками на территории площадью 23 гектара. Это и была та сама Олимпийская деревня. Правда, москвичи понимали, что собрать такое количество спортсменов практически нереально, поэтому красивые дома были построены, скорее, с коммерческими целями.
В репортаже того года она рисуется райским местом для юных гостей: каждый день их развлекали конкурсами, чтобы в перерывах между соревнованиями они не скучали, по вечерам устраивали дискотеки. Но по воспоминаниям жителей Москвы, настоящим райским местом эта территория была до того, как на ней решили построить высотки.
Люди относились к Играм настороженно: казалось бы, они проходили под патронажем Международного олимпийского комитета, на них разрешили использовать олимпийскую символику (хотя этого не удостаивалось ни одно спортивное событие за столетнюю историю всемирного олимпийского движения), в Москву приехали делегации из 131 страны (для сравнения — на летних Олимпийских играх в Москве 1980 года участвовала 81 страна).
Несмотря на белые билборды с надписью «Твое время» около дорог и повсеместную рекламу, билеты на Игры разбирать не спешили, поэтому их раздавали бесплатно в детских спортивных школах и университетах, привлекли для этого 2500 волонтеров. В итоге на мероприятие собрали около миллиона зрителей.
Добиться «вау-эффекта» тогда и правда получилось. Сергей Ческидов и Кирилл Набутов, которые комментировали открытие и закрытие Игр на канале РТР в начале немного скептически отметили, что барабанщики, барабанщицы и знаменосцы репетировали всего полтора месяца — удалось подготовить церемонию «даже пусть такую, какую мы сейчас увидим».
Но по ходу дела сомнения гостей и комментаторов рассеивались: главный режиссер-постановщик Анатолий Силин сначала устроил танцевально-спортивное путешествие по Российской Федерации. Казачий круг, кулачный бой, собачьи упряжки, нанайская борьба, ростовые куклы в виде хохломы, гжели и даже «очеловеченная» Москва — симпатичная дама почтенного возраста.
Интересное по теме
Если ты смелый, ловкий, умелый — джунгли тебя зовут! Главные телепередачи нашего детства
Вместо дежурного парада с привлечением всех участников (4676 спортсменов и 1400 судей) по периметру арены прошлись представители стран-участниц в народных костюмах с национальными атрибутами. Люди в масках венецианских карнавалов, роскошный бык (гигантская кукла, внутри которой были люди) с тореадорами, итальянская гондола, скрещенная с автомобилем Формулы-1, шотландцы в клетчатых юбках, викинги с хоккейными клюшками, огромная кобра с йогом, китайский дракон, африканские бегемоты и кашалоты, а в конце шествия — полярный белый медведь, управляющий тройкой. И все это — олицетворение пяти континентов: 45 стран из Европы, 35 стран из Азии, 27 — из Африки, 20 — из Америки и четыре из Океании. Самыми большими были делегации из России — 334 человека, Украины с 229 человек и Беларуси — 221. На связь даже вышли космонавты орбитальной станции «Мир».
А вот закрытие было не таким грандиозным: зрители ждали чего-то похожего на открытие, но на деле церемония продлилась всего полчаса — небольшой парад во главе с Мишкой стал финальной точкой в этом шоу. Следующие за этим нарезки из видео и эстрадные группы, по словам корреспондентов, смотрелись на арене «Лужников» весьма бледновато.
Следуя всем регламентам Олимпийских игр, на Всероссийских юношеских играх не обошлось и без олимпийского огня. Зажгли его в Афинах 23 июня, потом доставили в Сочи, откуда 9000 мальчиков и девочек пронесли пламя по 13 регионам России. В зал его внес победитель чемпионата Москвы по футболу среди команд юношеского возраста Андрей Киселев. После того, как из рук в руки факел передали все олимпийские чемпионы разных лет, Мишутка официально зажег олимпийский огонь.
Кстати, о статусе последнего героя спорили на тот момент все — Лужков говорил, что это «сын, или, если хотите, внук», в СМИ его называли то ли правнуком, то ли племянником олимпийского Мишки. Ответа не нашли, так что назвали просто родственником. Правда схожести у них не было никакой: сперва талисман в народе считали несколько нелепым — голова большая, ноги короткие. Но сувениры потом покупали весьма охотно — пришлось смириться. Эмблему искусствовед Сергей Иванович Серов тоже раскритиковал: назвал непрофессиональной и срисованной.
Налаживание международного контакта и было одной из основных целей: на закрытии Юрий Михайлович заявил, что медали — это не главное, потому что Игры подарили нам пример международного сотрудничества, а миру нужен мир для любви, жизни, творчества и спорта. И он действительно вкладывал в это много усилий, сразу после окончания подал заявку на проведение вторых игр, а потом боролся за присвоения первым юношеским играм статуса олимпийских (правда безуспешно). Строили, строили, и… сломали.
Дети соревновались в 15 видах спорта: классический баскетбол, волейбол, теннис, футбол, плавание, художественная и спортивная гимнастика. Еще 32 — демонстрационные спортивные программы (боулинг, дартс, шахматы, регби). Средний возраст спортсменов был 15,5 лет.
С 2004 года игры стали проводить постоянно, а в 2010 году они все-таки получили статус олимпийских и стали называться Юношескими Олимпийскими играми (благо, минимальный порог возраста там все-таки установили). Тогда Лужков просил, чтобы соревнования в Москве считались первыми, но ему в этом отказали, хотя внимание к играм со стороны МОК было высоким. На обеих церемониях присутствовал Хуан Антонио Самаранч, который прилетел из Парижа в сопровождении 27 членов МОК (на минутку, не на все сессии съезжается больше половины участников).
Было много побед (наша сборная, кстати, стала первой в неофициальном общем зачете и увезла с соревнований аж 124 медали) и поражений. Были форум и научно-практическая конференция. 225 экскурсий по Москве. Неожиданный решающий гол в ворота Турции. Выступление юной Алины Кабаевой и Елены Исинбаевой. Опережение Юрием Борзаковским соперников на две секунды в беге на 800 метров.
Было много юных спортсменов, тренеры которых говорили, что каждый из них может стать звездой. Был девиз: «Москва — открытый мир детства». Но уже там тренера Полины Коноваленко спросили, сможет ли юная спортсменка выйти из психологического кризиса после неудачного прыжка или нет. То есть второй вариант в ее возрасте тоже не исключался.
Именно в этом, 1998 году, мы решили проводить всемирные спортивные соревнования и открыли детям дорогу в олимпийский спорт. Красивый снаружи и такой жестокий внутри.