«А он умрет?» как говорить с детьми о тяжелобольных сверстниках

Рассказывает Андрей Давыдов, ведущий психолог проекта «Помощь детям» фонда помощи хосписам «Вера»

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Исследования детской психологии показывают, что дети гораздо свободнее и естественнее воспринимают различия между людьми, чем взрослые. Они склонны к прямому наблюдению и задают вопросы без фильтра социальных условностей. Задача родителей — не блокировать эту открытость, а направить ее в русло понимания и эмпатии.

Однако на практике взрослые часто все усложняют: боятся задеть чувства, напугать или услышать «неудобный» вопрос. В результате, столкнувшись, например, с человеком на инвалидной коляске, ребенок может просто спросить:

— А почему этот мальчик такой?

— Он что, не умеет ходить?

— А почему у него слюни?

— А он умрет?

Для ребенка это проявление естественного познавательного интереса. В этих вопросах нет ни грубости, ни жестокости. Есть только внимание. И это хорошо.

Плохо — когда взрослый в ответ молчит. Или говорит: «Потом». Или отводит взгляд, как будто ребенок увидел нечто страшное. Так формируется ощущение, что произошло что-то опасное или постыдное.

Работая с семьями, где есть детские тяжелые диагнозы, я каждый день вижу, как дети реагируют на болезнь — свою или чужую. И как меняется их страх, если рядом взрослый, который может объяснить. А еще я вижу: дети прекрасно справляются с темой болезни, если взрослые им не мешают.

Так что взрослым необязательно знать правильные слова. Главное — быть рядом и не притворяться. Ниже — четыре шага, которые могут помочь поговорить со своими детьми о тех, кто тяжело болен.

1. Отвечать честно, но по возрасту

Если ребенок видит другого ребенка в инвалидной коляске или с особенностями внешности и спрашивает — «что с ним?» — не стоит паниковать. Он не грубит, не обижает. Он просто замечает.

Прямой ответ вроде: «У него болезнь, которая влияет на мышцы, поэтому он не может ходить», — дает гораздо больше уверенности и опоры, чем «Ну, неважно, потом объясню».

Но важно учитывать возраст. Не нужно рассказывать пятилетнему ребенку про спинально-мышечную атрофию. Можно сказать: «Его тело работает не совсем как твое. Поэтому ему нужна помощь — и, например, коляска. Но он такой же ребенок, как ты».

И по возможности лучше избегать слова «болезнь». Для ребенка это про температуру, кашель и постель. А дети с инвалидностью не болеют каждый день. Они просто живут с этим состоянием.

2. Не пугать, не романтизировать и не делать вид, что ничего не происходит

Болезнь — это не «страшилка» и не подвиг. Это часть жизни. У кого-то есть веснушки. У кого-то — инвалидность. У кого-то — редкое генетическое заболевание. Это не делает человека ни хуже, ни героем. Это просто факт.

Ребенок учится смотреть на него ровно, если взрослый рядом тоже смотрит ровно. Без жалости, испуга и напряжения. Просто видит.

3. Не забывать про чувства самого ребенка

Это правило работает всегда. Если ребенок спрашивает о человеке, который отличается, стоит сначала сказать о нем. А потом обязательно перейти к чувствам самого ребенка:

— Тебе интересно, почему он в кресле?

— Хочешь, я расскажу?

— А ты что чувствуешь? Стало страшно? Грустно?

Разговор не должен быть длинным. Но он должен быть. И он не только про других, но и про нас самих. Про то, что мы замечаем, не отворачиваемся и не делаем вид, что «ничего такого». Мы говорим. А значит, помогаем ребенку чувствовать и понимать.

4. Давать чувство действия и причастности

Детям важно не только понимать, но и ощущать: они могут что-то сделать. Иногда участие — это просто дружба. Иногда — «привет» в коридоре. Иногда — разговор дома за ужином, после которого взрослый пойдет и сделает пожертвование.

Мне очень нравится акция «Дети вместо цветов» — она как раз про это. На 1 сентября вместо целого букета ребенок несет в школу один цветок. От каждого ребенка по цветку — получается общий большой букет для учителя. А на сэкономленные деньги родители делают пожертвование в фонд, который помогает тяжелобольным детям.

Во-первых, это правда важно для тех семей, которые получают помощь от участников акции — детей, их родителей и учителей.

Во-вторых, акция становится поводом для разговора со своим ребенком про эмпатию и помощь: «Знаешь, мы сегодня отправим деньги, чтобы помочь ребенку, который не может ходить, но сможет кататься на коляске — если мы вместе на нее соберем».

Необязательно устраивать лекцию. Даже короткий разговор останется с ребенком, если будет от души и от искреннего желания помочь.

Почему важно об этом говорить

Потому что это есть. В этом мире есть дети, которые отличаются. И дети это видят. Это вызывает у них вопросы и размышления. Если взрослые не дают ответов, ребенок находит их сам. Не всегда правильно и не всегда справедливо.

А взрослый может стать проводником. Показать: то, что не похоже на тебя, — не страшно, не хуже и не опасно. Просто другое.

И все это — про эмпатию. Про умение заметить, не испугаться, не оттолкнуть. Про умение быть рядом. Это то, что можно и нужно развивать. И такие разговоры — один из самых простых способов начать.