Елизавета Слюсарева Гольдэ
Психолог, педагог, автор курсов и образовательных инициатив о женском здоровье, телесной грамотности и взрослении девочек, дважды мама
Советует психолог.
Мамы все чаще замечают первые физические изменения у дочерей в возрасте, который еще кажется «слишком детским», — девять-десять лет. Девочка играет в куклы, живет в мире рисунков и мультфильмов, а тело уже подает первые сигналы. Возраст начала полового созревания смещается вниз, и поэтому этот этап часто застает врасплох и родителей, и самих девочек.
На фоне этих перемен у мам появляется естественный вопрос: как объяснить все спокойно, без неловкости и страха, если нам самим ничего не объясняли?
Об этом НЭН рассказала Елизавета Слюсарева Гольдэ — психолог, педагог, автор курсов и образовательных инициатив о женском здоровье, телесной грамотности и взрослении девочек, дважды мама.
Психолог, педагог, автор курсов и образовательных инициатив о женском здоровье, телесной грамотности и взрослении девочек, дважды мама
Нам, мамам дочерей, которым сейчас восемь-16 лет, практически ничего не рассказывали о взрослении, телесности, менструации. Наши мамы, когда у нас начинались месячные, максимум — передавали средства гигиены со словами: «Ну вот, теперь ты повзрослела».
Мы усвоили, что тело — тема неловкая, смущающая, постыдная. Поэтому, когда приходит время говорить с дочкой, у мамы поднимается тревога, что она сама «не до конца понимает», что и в какой форме преподнести.
Это не личная проблема конкретной мамы — это наследие целой культурной традиции, где взросление девочки долго оставалось табуированной темой. И если раньше такое отношение к теме телесности было нормой, то сейчас мамы чаще выбирают другой подход.
Работая с родителями, я слышу одни и те же переживания:
Все эти страхи — естественны. Они не означают, что мама «плоха» или «не готова». Они означают, что ей самой когда-то не дали опоры — и сейчас она пытается дать опору дочери.
У девочек происходят первые телесные изменения — округляется грудь, бедра меняют форму, волосы начинают расти в новых местах, на лице могут появляться прыщи, а у тела появляется характерный запах. Чаще всего из-за этого они чувствуют себя неловко, боятся «показаться странными» среди сверстников; переживают молча, не понимают, нормально ли то, что с ними происходит.
А вместе с этим растет тревога. И если дома на эти темы не говорят, девочка идет туда, где говорят, — в соцсети. Там она встречает сравнения, фильтры, «идеальные» образы тела.
Если девочка впервые увидит кровь на своем нижнем белье, не зная про месячные, — это может ее напугать и травмировать.
Тема, которая осталась табу, формирует долгий хвост: от непринятия тела до избегания контакта с врачами.
Если мама не становится первым источником информации — им становятся TikTok и другие соцсети. И там девочка слышит: «Худей», «Скрывай», «Будь идеальной». А ее реальное тело, скорее всего, резко расходится с картинкой.
В практике я снова и снова встречаю похожие ситуации: мама замечает первые изменения в теле дочери, предлагает той обсудить происходящее, а девочка отказывается, говоря: «Пусть будет сюрприз, как у всех», «Мне это неинтересно. Когда начнется — тогда поговорим».
Это нормальная реакция детей: им неловко, они боятся показаться «слишком маленькими» или «слишком взрослыми». Им нужно время — и мягкая, ненавязчивая подводка.
Одного возраста, в котором «правильно» начинать разговор с любой девочкой, нет. Маме стоит принимать решение, основываясь на своих наблюдениях. Пробовать начинать разговор можно, когда вы заметили первые перемены в теле дочери.
Не стоит говорить в лоб: «Давай поговорим. Слушай внимательно, что тебя ждет…» Правильнее — использовать легкую, ненавязчивую подачу «со стороны», чтобы у девочки не появилось много неловкости и ощущения, что ее учат.
Сделать это можно через персонажа, историю или мультфильм.
Еще один формат, который девочки, скорее всего, воспримут спокойно и естественно, — цифровые инструменты и обучающие материалы. Приложения вроде ОКY, анимированные мини-видео, курс «Твое тело — твое дело», доступный в формате чат-бота Hey Ley.
Эти инструменты помогут маме начать диалог, когда прямой разговор дается трудно. Важно только, чтобы мультфильм, ролик или курс становился поводом для вашего разговора, а не заменял его. Девочкам нужны не только знания — им нужен живой контакт, возможность задать вопрос, почувствовать, что мама рядом и понимает.
Если девочке 11–12 лет, мама смотрит по уровню зрелости: продолжать метафоричный разговор о взрослении в целом или постепенно рассказывать про то, что именно происходит и зачем.
Вот что может сигнализировать о том, что девочка готова услышать чуть больше подробностей:
— как может меняться ее тело и почему;
— что такое менструация и что девочка при этом может почувствовать;
— как вести себя, когда месячные пойдут впервые;
— что собрать заранее, чтобы не было неожиданности;
— почему кожа, аппетит или настроение могут вести себя иначе.
Тон разговора важнее любых терминов. Работают простые слова и спокойная интонация, отсутствие давления и откровенность (можно сказать, что чувствуете сами: «Я волнуюсь, немного смущаюсь»), уважение к чувствам девочки и признание, что ей может быть неловко и это нормально.
Полезно напоминать себе: это не лекция и не инструктаж, а долгий доверительный диалог. Можно начинать с маленьких фраз, возвращаться к теме позже, давать пространство для вопросов.
Эти фразы снимают напряжение и дают понять: тема открыта, но не навязана.
Взросление — это путь, который мама и дочь проходят рядом. Не обязательно знать все идеально и отвечать на все вопросы сразу.
Гораздо важнее — говорить вовремя, спокойно и мягко. И повторять: «С тобой все нормально. Ты меняешься — и я с тобой». Так рождается доверие, которое остается с девочкой на много лет.