От Чучела до Слова пацана: как изменился буллинг в школах со времен СССР

По словам психолога, травля стала постоянной.

Коллаж с фото: tryam | Yuganov Konstantin | Shutterstock | Fotodom

По сравнению с советскими временами буллинг в школах поменял свою форму. Раньше дети могли скрыться от травли дома, однако теперь в связи с развитием интернета она становится непрекращающейся, рассказала «Газете.ру» психолог, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Варвара Делибалт.

«В советское время травля могла быть локализована в школе или дворе. Дом был при этом убежищем. Многие помнят знаменитый фильм Ролана Быкова „Чучело“. С развитием технологий травля переместилась в интернет и появился кибербуллинг. По сути, это та же агрессия, но в виртуальной реальности. Сегодня травля проникает в дом через экран, и убежища нет. Давление становится постоянным», — отметила она.

Если у ребенка изменилось поведение (избегание контактов, замкнутость, проблемы в межличностных отношениях, ухудшение настроения, проявление нетипичных эмоциональных реакций), снизилась успеваемость, появились жалобы на боли в животе и головные боли, начали появляться навязчивые движения и действия (накручивание волос на палец или их выдергивание, покусывание ногтей), а также если он нервничает, когда получает сообщения или уведомления, следует отнестись к этому очень внимательно.

«Если опасения подтвердились, выслушайте и поддержите ребенка. Самое главное — дать понять, что вы на его стороне», — подчеркнула специалист.

По ее словам, не стоит запрещать интернет, лучше помочь ребенку заблокировать агрессора, а также скрыть личную информацию в социальных сетях. Делибалт посоветовала сохранить доказательства травли: скриншоты, ссылки и переписку. Особенно это важно, если в дальнейшем придется обращаться в правоохранительные органы.

«Направьте жалобу администрации сообщества или платформы: почти все социальные сети имеют функции жалобы на контент и пользователей. И обратитесь в школу, если агрессоры — одноклассники, школа должна отреагировать», — добавила психолог.

Кроме того, с развитием интернета нагрузка на психику ребенка стала выше, чем была во времена СССР, считает Делибалт.

«Сегодня дети живут в мире бесконечного потока информации, школьных нагрузок, пропагандируемой формулы „успешного успеха“, „достигаторства“, где ценность человека часто сводится к количеству лайков. Это создает невиданное ранее давление», — сказала она.

Психолог напомнила, что сейчас появилось больше информации о человеческой психике. Если раньше последствия травмы — депрессию, тревожность, травматические переживания — списывали на сложный характер и не диагностировали, то теперь люди больше интересуются вопросами психологического здоровья.

Мнение о том, что современные дети стали более хрупкими Делибалт считает ошибочным.

«Сейчас в соцсетях можно встретить термин „поколение снежинок“. Это негативное и уничижительное клише, которое используется для описания молодого поколения в таких категориях, как чувствительность, ранимость, неустойчивость перед трудностями и давлением. Но это именно стереотип, причем достаточно токсичный и обесценивающий. Идея о том, что „раньше молодежь была крепче и меньше переживала“ — миф. Каждое поколение сталкивается со своими стрессами и по-своему на них реагирует», — резюмировала специалист.

Как отличить обычный конфликт от систематического буллинга — в материале НЭН.