Как настоящие: фотопроект о реалистичных куклах Reborn стал призером World Press Photo

Одной из победительниц известного конкурса фотографии World Press Photo этого года стала фотографиня Каролина Йондерко из Польши. Уже несколько лет она снимает проект о владельцах кукол Reborn — эти куклы похожи на новорожденных детей, а иногда даже оснащенных функциями «дыхание» и «сердцебиение».

Куклы Reborn впервые появились в 1990-х годах. Гиперреалистичные новорожденные младенцы созданы с такими деталями, как родинки, вены, имплантированные волосы, поры, слезы и слюна. Более «сложные» куклы оснащены электронными системами, способными воспроизводить сердцебиение, дыхание и сосание настоящего ребенка.

Большинство кукол сделаны из винила или из силикона. Для ресниц используются человеческие волосы, а готовых кукол иногда ароматизируют запахом «новорожденного». Младенцев Reborn можно купить в интернете и на специализированных ярмарках. Процесс покупки имитирует усыновление: к куклам прилагается свидетельство о рождении или усыновлении.

Изначально подобные «новорожденные» куклы использовались в педиатрической подготовке для обучения студентов практическим навыкам ухода за детьми. Было установлено, что забота о реалистичных куклах в домах престарелых помогает уменьшить деструктивное поведение людей с деменцией.

Большинство владельцев кукол Reborn на сегодняшний день — это коллекционеры, но есть среди них и те, кто пережил выкидыш, неонатальную потерю, не имеет средств для усыновления или страдает от синдрома «пустого гнезда» и может использовать куклу как замену ребенку.

Каролина Йондерко в своем фотопроекте несколько лет изучала, как искусственные младенцы вызывают искреннюю эмоциональную реакцию взрослых. Те, кто не может иметь детей или столкнулись с потерей ребенка, отдают свою любовь кукле, ухаживают за ней, меняют ей подгузники и покупают для нее одежду. Так некоторым женщинам именно куклы помогают справиться с утратой или тревогой.

В других своих фотопроектах Каролина Йондерко тоже исследовала переживания травматического опыта: в серии под названием Lost она фотографировала пустые комнаты людей, пропавших без вести в Польше, а в другой серии — делала собственные портреты в одежде умершей матери.