Недавно НЭН публиковал интервью создательницы телеграм-канала Unpublished, мамы 13-летнего сына, Марины Мантлер (кто пропустил, обязательно почитайте). На этот раз нам в руки попал рассказ Марины о личном опыте работы в детском саду, который мы с радостью публикуем. Это очень увлекательное чтение для родителей, которые бы хотели посмотреть на быт группы из 25 маленьких людей со стороны, понаблюдать за тем, как проходит обычный день ребенка, пока родители на работе, а также убедиться в том, что не все воспитатели должны гореть в аду.
Решила рассказать о своем опыте работы в детском саду, потому что со временем поняла, что работа воспитателем — это абсолютно мое — то, чем мне хотелось бы заниматься всю свою жизнь. Но, к сожалению, уровень заработной платы не позволяет даже задуматься о том, чтобы вернуться к педагогической деятельности. На 15-20 тысяч рублей в Москве не то, что не проживешь, даже за жилье заплатить не сможешь. Но я не оставляю надежды найти такой вариант работы с детьми, который позволит мне заниматься любимым делом и не задумываться о материальной стороне вопроса.
Итак, расскажу об особенностях работы воспитателем в отдельно взятом муниципальном детском саду Москвы в средней группе детей возраста 4-5 лет в 2009-2010 годах. Я проработала полный год, все четыре времени года, включая летний период, когда наш детский садик был дежурным. История, разумеется, абсолютно субъективна и не претендует на истину в последней инстанции – понятно, что в каждом детском саду совершенно разный персонал, руководство, материальная база, разве что дети в большинстве своем похожи.
Рабочий день воспитателя в зависимости от смены начинается в 7 утра,
Из-за маленьких зарплат воспитатели иногда берут вторые смены в других группах, а иногда полностью работают в своей группе или подрабатывают нянечкой, что не очень хорошо сказывается на воспитательном процессе. На мой взгляд, у детей должен быть перед глазами разный подход к воспитанию и обучению, но, главное, воспитателю всегда лучше быть этаким веселым и жизнерадостным Карлсоном, который не испытывает эмоциональных перегрузок, не злится на детей и не позволяет себе срывать на них свою усталость.
В среднем в группе 25 детей.
Несмотря на их похожесть в границах одного возраста и некоторый стандарт общего развития, они все очень разные. Когда встречаешься с ними в первый раз, кажется, что никогда никого не запомнишь. Будешь все время по бумажечке зачитывать имена с фамилиями, стараясь различать их по деталям одежды.
К моему великому удивлению, все оказалось совсем не так. Через пару недель уверенно различаешь каждого из них, а через месяц готов рассказать родителям об особенностях всех воспитанников. Кто-то обожает собирать пазлы, кто-то прилежно учится и перфекционистки заполняет тетрадки, кто-то обладает бурной фантазией в играх и на прогулках, кто-то без ума от кубиков разных размеров и строит из них целые города с замками. Кто-то с удовольствием проявляет нежность и любовь к воспитателю, кто-то стесняется своих эмоций, кто-то плачет и легко расстраивается, а кто-то буйствует и терроризирует всю группу.
У меня был один сложный ребенок с синдромом дефицита внимания, если бы тогда можно было найти больше литературы об этом или узнать какие-то подробности, то я бы по-другому выстраивала процесс воспитания. Но мне приходилось руководствоваться интуицией, так как все, что говорили о нем другие воспитатели было просто потоком негатива, вроде — он не от мира сего, ненормальный, а иногда просто — дурак и всё. А этот мальчик оказался просто особенным, непохожим на остальных настолько, что надо было выстраивать индивидуальный подход. Но какой индивидуальный подход, если в группе 25 детей, которые иногда устраивают такой тарарам, что хочется всех рассадить по углам и услышать наконец тишину.
На детей никогда нельзя воздействовать физически.
Даже если они начнут уничтожать казенное имущество или бить других детей. Воспитатель должен уметь словами или своими действиями утихомирить детей и вырастить из них дисциплинированный коллектив. Я сама по себе абсолютный бунтарь. Мне нравится творчество, полет фантазии, радостные и счастливые дети, бегающие или увлеченно играющие. Но в этом случае мне обо всем таком пришлось на время забыть. Точнее, мне всё же удалось найти точку равновесия, золотую середину, при которой получалось лавировать между строгостью и любовью.
У меня достаточно громкий голос, но даже я временами его срывала. Потому что голосовое воздействие — практически единственное, что остается воспитателю, чтобы не испугать детей, но заставить их слушаться. Забудьте про сказки с Мэри Поппинс. Коллектив из 25 совершенно разных личностей выходит из-под контроля каждую минуту времени. А у вас строгий распорядок. У вас по расписанию еда, обучение, прогулки и свободное время. Иначе с таким количеством детей справиться невозможно.
Самое важное для воспитателя — найти мягкий, но действенный кнут, который позволит регулярно всем вместе пить чай с грузовиком пряников. У меня получилось. Дети безумно любили меня, а я их. Утром, когда они видели, что на смене я, то вместо привычного плача с удовольствием быстро переодевались и бежали в группу. Родители говорили, что «вечером только и разговоров про Марину Владимировну и кучу интересного, что она придумала и рассказала». Заслужить любовь и внимание детей не через страх и повиновение, а уважение и любовь — дорого стоит. Считаю это своим скиллом, умением, которое победило, несмотря на протесты и скепсис других воспитателей.
Примерный распорядок дня был следующим. Прием детей, завтрак, физкультура, уроки по расписанию, прогулка, обед, сон-час, полдник, факультативное занятие, свободное время, прогулка. Почти все элементы распорядка были подвижными, за исключением еды и послеобеденного сна. Естественно, в дождь и мороз детей никто гулять не поведет, тогда можно придумать какие-нибудь игры в группе. Мне нравилось чередовать учебные занятия с легкими физическими упражнениями, дети с удовольствием разбавляют умственную и физическую активность.
Еще мне нравилось участвовать в играх детей — строить вместе с ними города из кубиков, играть в дочки-матери, хотя у воспитателей с этим строго. Воспитатели должны направлять детей в играх, но не играть вместе с ними. Точную причину я так и не выяснила, но в основном это «правило» оправдывали тем, что стирается субординация, дети быстро такому воспитателю «садятся на шею» и манипулируют. На прогулках тоже советовали следить за детьми, сидя на лавочке, а не играть с ними в футбол и подвижные игры, что делала я. Ну просто мне было скучно, а с детьми так интересно и весело! Субординация осталась на месте, хотя, иногда мне было откровенно сложнее, чем другим — строгим и консервативным воспитателям.
Мне нравилось творчески подходить к процессу обучения.
Например, в преддверии праздников дети из года в год готовят стандартные и одинаковые открытки. На 8 марта — мамам и бабушкам, на 23 февраля — папам и дедушкам и так далее. Я решила разнообразить процесс. Вспомнила, что в моем детстве было соленое тесто. Нашла в интернете его рецепт и выпекла дома 25 сердечек. Принесла их в группу, раздала вместе с красками и сказала детям рисовать на сердечках все, что им захочется, что придет в голову. Разукрасить это в качестве подарка маме. Вы бы видели их лица. А лица и восторги мам после получения подарка вообще сложно описать. Открытки я тоже делала вместе с детьми креативные — в виде рамок с фотографиями, украшенные ракушками.
Способов множество, а удовольствие детей от всего нового и необычного настолько искренние и сильные, что постоянно хотелось регулярно привносить в свою работу элементы творчества. Еще я как-то прочитала перед сон-часом детям книжку. Им это настолько понравилось, что они уже во время обеда спрашивали, что я буду читать на этот раз. Книжки вообще читаются детям регулярно, но вот перед сон-часом все очень строго — дети разделись, легли в кровати и молча обязаны заснуть. Иначе все будут недовольны. Чтение книжек вслух, когда дети лежат в кроватях — самый клевый и простой способ спокойно отправить детей в царство безмятежного сна.
Никаких травм, царапин, синяков быть не должно. Каждое такое «отличие» у ребенка необходимо подробно объяснить, потому что иначе это «воспитатель недоглядел», а невнимательных воспитателей не любят не только родители, но и весь коллектив. На самом деле, не так уж и редки случаи, когда воспитатель в общей суматохе не заметил, как двое детей тихонечко подрались, один другому нанес увечья до степени транспортировки в травмпункт, а родители подали на воспитателя в суд, который признал его вину и лишил возможности заниматься педагогической деятельностью. Также ни в коем случае нельзя забирать ребенка и отводить его куда-то за пределы детсадовской территории. Бывают случаи, когда родители опаздывают и вовремя ребенка не забирают, так вот, надо сидеть и ждать.
Когда детей забирают, начинается еще одно испытание для воспитателя, которое со временем проходит. Детей нужно отдать строго в руки родных, а иногда этих родных у ребенка добрый десяток человек. Братья, сестры, бабушки, племянники, тети, дяди и так далее. В первые дни мне хотелось держать каждого ребенка за руку, а приходящего взрослого различать только если ребенок сам к нему бросится в объятия, или по паспорту. А есть такие дети, которых мама зовет-зовет, а он сидит в песочнице, занят делом и не откликается. Воспитателю остается только сверяться по своим книжечкам и записям, чтобы опознать родителя. Ходит куча баек, когда детей забирали чужие родители, дедушки путали их, бабушки не разглядели, а дети уверенно шагали с чужим взрослым в темную даль.
Но чаще всего они искренне рассказывают обо всем подряд. Был случай, когда нянечка специально открывала окно в спальне во время сон-часа, чтобы дети заболевали, и их приходило меньше. Дети говорили об этом родителям, но те не верили, только спустя кучу времени обратили внимание на последствия, которые сходились с детскими рассказами. Дети также любят рассказывать воспитателям, которые вызывают их доверие, о том, что происходит у них дома. Не наказывайте и не ругайте их за это, но будьте в курсе, что воспитатель может знать о подробностях вашего семейного быта.
Отдельно еще хочется сказать что-то вроде напутствия родителям. Как врачи не любят, когда пациенты им рассказывают про «правильное» лечение, так и воспитатели не очень жалуют родителей, которые знают, как «правильно» детей воспитывать. Самое ценное, что вы можете сделать в помощь воспитателю — рассказать об особенностях вашего ребенка. Кто-то чаще, чем обычно ходит в туалет, кто-то постоянно мерзнет и спит под двумя одеялами, кто-то терпеть не может творожную запеканку, у кого-то аллергия, кому-то надо каждый час причесываться. Конечно, все это воспитатель со временем узнает и сам, но набьет при этом ряд шишек
посредством выяснения подробностей у ребенка. Поэтому, любая информация про ваших детей всегда будет полезна воспитателю. Хорошо, если у вас есть хотя бы один человек в семье, который может в любой момент сорваться и прибежать за ребенком. Мир не идеален, хотелось бы, чтобы ничего страшного в нем не случалось, но бывает всякое, а иногда время — слишком ценный ресурс, чтобы им
разбрасываться.