Больше чем секс-символ: как Мэрилин Монро боролась за право быть собой и почему ничего из этого не вышло

Смелая, откровенная и бесконечно неуверенная в себе — рассказываем, какой на самом деле была легенда Голливуда.

Кадр: «В джазе только девушки» (1959)

Образ сексуальной блондинки в откровенных нарядах закрепился за Мэрилин Монро давно и прочно, однако о другом ее амплуа — женщины, которая боролась за свои права и открыто говорила об эксплуатации женщин в Голливуде,  — мы знаем преступно мало.

Восхождение звезды

Сейчас бы ее назвали модным английским словом woke, которое означает вовлеченность в проблемы социальной, расовой и гендерной несправедливости. Тогда этого слова никто не знал, поэтому для многих Монро оставалась непредсказуемой, взбалмошной и проблемной — женщиной, которой недостаточно было просто обладать званием секс-символа Голливуда. Ей всегда хотелось большего.

Норма Джин Мортенсон стала третьим ребенком киномонтажницы Глэдис Перл Бейкер. Отец будущей звезды бесследно исчез, не дождавшись рождения дочери, и больше никогда в ее жизни не появлялся. Довольно рано Глэдис пришлось передать дочь на попечение в другие семьи: сначала из-за сильной занятости на работе, а затем — из-за диагноза «параноидальная шизофрения», который женщине поставили, когда Норме было 12. Норма сменила несколько семей, где, по ее воспоминаниям, подвергалась сексуализированным домогательствам. Безусловно, эти тяжелые потрясения, выпавшие на раннее детство, оставили на ней свой отпечаток.

Интересное по теме

Мне стало известно, что ребенок подвергся сексуализированному насилию. Что делать и куда бежать?

Модельную карьеру Норма начала рано: к началу 1946 года ее фото красовалось на обложка 33 разных журналов — будущей кинозвезде тогда едва исполнилось 20. Однако в кино все шло не так гладко, и только в 1950 году, после ряда ролей в так и не снискавших популярность картинах, произошел долгожданный прорыв. Буквально за год Мэрилин Монро (этот псевдоним актриса взяла в 1946 году), снявшаяся сразу в шести фильмах, была признана «пин-ап королевой», it-girl и «самой сексуальной актрисой».

Все это, к слову, произошло после ряда изменений во внешности, на которые Монро пришлось пойти, чтобы добиться признания Голливуда: актриса сделала ринопластику, исправила прикус, изменила форму подбородка, выбелила волосы и подняла их линию роста при помощи электролиза. Об этом важно помнить: дорога в большое кино открылась Мэрилин лишь после того, как ее внешность стала близка к конвенциональной, такой, которая нравилась зрителям, особенно — мужчинам.

Борьба за права и равные возможности

Ни роли в кассовых фильмах, ни внешность, признанная обществом эталоном красоты и сексуальности, не принесли Мэрилин глубокого удовлетворения. Ей хотелось сниматься в сложных драматических картинах и быть больше, чем «привлекательной милашкой». Ей также было важно иметь право голоса и работать над сценарием и съемками наравне с другими членами команды, чего в компании 20th Century Fox, c которой у нее был подписан контракт, не дозволялось.


«Актриса — не машина, — скажет она однажды журналисту издания Life. — Хотя обращаются они с тобой именно таким образом».


Чтобы изменить эту ситуацию, в 1954 году Монро основала собственную продюсерскую компанию Marilyn Monroe Production и после Мэри Пикфорд стала второй женщиной в США, возглавившей крупную кинокомпанию. Параллельно с этим Мэрилин судилась с 20th Century Fox и сумела добиться от руководства выплаты долга, повышения зарплаты и права голоса при обсуждении сценариев фильмов, в которых ей предстояло сниматься.

Интересное по теме

«Счастливая жена, мать и феминистка»: колонка о том, какими должны быть традиционные семейные ценности

Задолго до #MeToo

В статье, которую Монро написала для одного из американских киноизданий в 1953 году, актриса открыто высказалась о сексуализированных домогательствах, которые были для Голливуда того времени нормой. «Есть много типов волков,  — писала Монро. — Одни зловещие, другие — беззаботные Чарли, которые хотят поиметь что-то даром, третьи превращают все это в игру».


По воспоминаниям другой знаменитой актрисы Джоан Коллинз, ставшей звездой сериала «Династия» в 1980-м году, на заре карьеры Монро предостерегала ее: «Бойтесь голливудских волков, моя дорогая… Если они не получат того, чего хотят, они разорвут с вами контракт».


При этом Монро продолжала бороться за право женщин оставаться собой и заниматься тем, что им нравится. Так, неоценимую поддержку ей удалось в свое время оказать афроамериканской джазовой певице Элле Фитцджеральд, которую долго не выпускали на «большую сцену» из-за ее цвета кожи.

Монро, которая восхищалась талантом Эллы, связалась с владельцем самого знаменитого в то время клуба Mocambo и пообещала лично присутствовать на каждом концерте певицы, если ту пустят на сцену. Это сработало: благодаря популярности Мэрилин журналисты и зрители до отказа заполняли клуб каждый вечер, а Фитцджеральд получила счастливый билет в будущее и смогла построить карьеру великой джазовой певицы.

Бодипозитив. Или нет?

Монро никогда не соответствовала модельным стандартам, и ее округлые формы, которые она подчеркивала откровенными нарядами, стали визитной карточкой актрисы. Однако исследователи ее биографии отмечают, что уверенной и раскрепощенной в себе Монро казалась лишь на экране: за кулисами происходила вечная борьба с лишним весом (которого на самом деле не было), а практически каждую роль предваряла серия изнурительных диет, оставивших след на здоровье актрисы.

Например, во время съемок фильма «Принц и танцовщица» вес Монро колебался так сильно, что художнику по костюму пришлось пошить несколько одинаковых платьев разного размера.


«На память от этой картины у меня остались две язвы, — грустно шутила Монро. — И на обеих — монограмма „ММ“».


Исследователи отмечают, что при всей своей кажущейся пышнотелости Монро была очень миниатюрной, а ее параметры почти соответствовали пресловутым «90-60-90»: никаких «лишних» сантиметров и дополнительных объемов. Это, к слову, стало неожиданностью для Ким Кардашьян, на которой, вопреки всем ожиданиям, платье «королевы пин-апа» попросту не сошлось — со спины его пришлось прикрывать меховой белой накидкой.


«Я ожидала, что буду в некоторых местах тоньше, чем Мэрилин, в некоторых, возможно, больше, — призналась Ким журналистам после Met Gala. — Но когда застегнуть платье не получилось, я готова была расплакаться от обиды».


Помимо сложных отношений с собственным телом, Монро страдала от неуверенности в себе. Депрессии, заниженная самооценка, страх сцены — все это привело к тому, что к концу 1950-х актриса регулярно срывала съемки, то приходя на площадку в крайне дурном настроении, а то и вовсе пропуская съемочные дни. Про себя Мэрилин говорила, что более неуверенного в себе человека в мире просто не существует и ей приходится каждый день совершать над собой усилие, чтобы выйти на сцену или играть роль на камеру.

Интересное по теме

«Наши тела заслуживают уважения». Как говорить с детьми о весе

При этом актриса стала заложницей собственного образа — милой улыбчивой блондинки с сексуальным придыханием (этот прием, к слову, она использовала для борьбы с заиканием), — и серьезные драматические роли, на которые она так рассчитывала, проходили мимо нее. Исследователи творчества Монро и ее современники не раз называли образ легкомысленной барышни одной из главных трагедий в жизни актрисы.

За пышными локонами и округлыми формами никто не мог разглядеть женщину с невероятно высоким IQ, которая не покладая рук занималась вокалом, танцами и сценическим искусством в надежде когда-нибудь сыграть главную драматическую роль своей жизни.

Очевидно, что Мэрилин, которая в возрасте 36 лет была найдена мертвой в своей спальне, была сплошь соткана из тайн и противоречий. На короткую жизнь актрисы выпало много испытаний, начиная тяжелым детством и заканчивая сокрушительной популярностью, которая насильно удерживала ее в образе, далеком от реального. Кроме всего прочего, Мэрилин так и не удалось стать матерью: все три беременности, о которых известно СМИ, заканчивались выкидышами. Об этом до сих пор принято говорить вскользь: гораздо интереснее обсуждать браки и романы актрисы, а также другие скандальные факты ее биографии. Так, например, несколько лет назад СМИ облетело «ранее нигде не опубликованное фото» якобы беременной актрисы, однако что чувствовала, о чем думала и как переживала потерю детей звезда — об этом нам почти ничего не известно.

Впервые материал был опубликован на сайте Chips Journal.