Женщина и Монстр: история жизни Мэри Шелли — матери научной фантастики

1 февраля 1851 года мир покинула Мэри Уолстонкрафт Годвин, в замужестве — Шелли. Именно под фамилией мужа она прославилась, став родоначальницей нового жанра — научной фантастики.

Портрет Мэри Шелли. Художник: Ротвелл Ричард (1840)

Но наша сегодняшняя героиня была не только женщиной, придумавшей «монстра Франкенштейна». Мэри Шелли всю жизнь занималась писательством, имела нестандартные убеждения, редактировала стихи мужа — Перси Биши Шелли — и приложила немало усилий для того, чтобы сохранить и опубликовать его поэтическое наследие. А еще она пять раз становилась матерью, но, к сожалению, в живых остался только один ребенок.

Еще в середине ХХ века считали, что для истории Мэри Шелли важна прежде всего как жена поэта-романтика. Но современные исследователи выделяют ее как одну из важнейших фигур британской литературы.

Великой писательнице — великие родители

Мэри Уолстонкрафт Годвин родилась 30 августа 1797 года у весьма колоритной пары — о родителях нашей сегодняшней героини стоит рассказать отдельно.

Мэри Уолстонкрафт была писательницей и феминисткой. Она опубликовала несколько книг об истории французской революции (сама Мэри являлась непосредственной очевидицей тех событий), написала книгу, посвященную воспитанию детей, и одну детскую. Но больше всего она известна, как авторка эссе «Защита прав женщины» — работы, которая значительно повлияла на развитие феминистских идей.

Мэри Уолстонкрафт (около 1797 г.) мать писательницы Мэри Шелли. Картина хранится в Национальной портретной галерее в Лондоне. Художник: Джон Опи.

Уолстонкрафт считала, что женщины не глупее мужчин, а все разговоры о том, что они «находятся на более низкой ступени развития», вызваны банальным недостатком образования. В «Защите прав женщины» Мэри предложила создать общественный строй, основанный на разуме, и давать девочкам такое же образование, как мальчикам.

Уильям Годвин — папа Мэри Шелли — был журналистом, писателем и политическим философом. Из его работ растут ноги либеральной политической философии и анархизма. Его идеи многих привлекали — Годвин призывал упразднить частную собственность и само государство. Кроме того, Уильям яростно нападал на институт брака и писал, что брак — это худшая из монополий.

Уильям и Мэри познакомились на одном из знаменитых званых обедов Джонсона и сразу же невзлюбили друг друга. Они проспорили весь вечер и умудрились не найти согласия ни по одному вопросу. Но они вращались в общих литературно-философских кругах, поэтому общение продолжали, пока Мэри была в Лондоне. Затем беспокойная феминистка уехала в Париж, и вернулась лишь спустя три года.

Постепенно она возобновила связи с прежними приятелями, а с Годвином у Уолстонкрафт завязался бурный и страстный роман. Его результатом стала беременность — тогда пара решила зарегистрировать свои отношения. Тут-то и вскрылось, что Мэри Уолстонкрафт никогда не состояла в официальном браке с отцом своей старшей дочери, Фэнни. Некоторые из знакомых из-за этого отвернулись от Уильяма, но ему было в высшей степени плевать. Жили супруги тоже необычно — в соседних домах. Были вполне счастливы, но недолго.


После рождения дочери у Мэри началась родильная горячка — внутриматочная инфекция, вызванная не до конца вышедшей плацентой. Не прошло и двух недель, как молодая мать умерла.


Годвин, желающий почтить память о своей замечательной жене, написал ее биографию. Но он не стал ничего приукрашивать: рассказал и о романах, и о внебрачном ребенке, и о скептическом отношении Мэри к религии, и о двух попытках суицида. Современники были изрядно шокированы такой откровенностью и сочли, что Уильям не любил покойную, раз рассказал о ней подобное.

Интересное по теме

Агата Кристи: игры в домохозяйку

Детство писательницы

Уильям Годвин остался с двумя девочками на руках — Фэнни и Мэри требовали внимания и заботы, а долги росли… Так что он решил, что жениться снова, чтобы у девочек была мама, а у дома — хозяйка, — это хорошая идея. Но нет, идея была очень, очень, очень плохой.

Страница из дневника Уильяма Годвина с записью «Birth of Mary, 20 minutes after 11 at night» (левый столбец, четвертый ряд)

Мэри Джейн Клермонт стала супругой Уильяма Годвина через четыре года после смерти Мэри Уолстонкрафт. У женщины уже была дети — дочь и сын, а в браке родился еще один мальчик.

Мэри Джейн отдавала предпочтение собственным детям, а падчериц либо игнорировала, либо унижала. С мужем она тоже частенько ссорилась, так что атмосфера в доме была довольно нездоровой. И долги, кстати, никуда не делись, поскольку семейный бизнес по продаже учебников прогорел.

Но Уильям Годвин обожал свою дочь от первого брака. Он дал Мэри блестящее домашнее образование, знакомил ее с друзьями, водил на экскурсии по музеям и просто по городу. «Милая маленькая Мэри», как называл ее отец, постоянно либо читала, либо писала рассказы.

Мэри довольно сильно сблизилась со своей сводной сестрой — Кларой Клермонт (вообще-то на самом деле девочку звали Джейн, Клара — это псевдоним, но под ним она и известна, так что будем звать ее Кларой). Мэри Джейн была не больно ласковой даже с родными детьми, так что девочки часами могли от нее прятаться на чердаке, читая, болтая и мечтая о будущем. Клара тоже обладала талантом к сочинительству (меньшим, чем Мэри, но все-таки), что еще больше сплачивало сестер.

Роман с романтиком

Игнорируемая мачехой, но любимая отцом и сестрами, Мэри дожила до 16 лет. И тут в нашей истории появляется Перси Биши Шелли.

Портрет Перси Биши Шелли. Художник: Альфред Клинт. (1829)

Перси происходил из древнего и богатого рода: после смерти отца должен был унаследовать крупное состояние и титул баронета. Однако его впечатлительная натура тянулась к творчеству и философии. Сначала мальчик учился в Итоне, после — поступил в Оксфорд.

Еще будучи совсем подростком Шелли увлекся идеями Годвина. Под влиянием этой философии, будучи студентом, Перси с другом создал брошюру «Необходимость атеизма». На обложке, конечно, не значились их имена, но Шелли не таясь распространял ее среди однокурсников, так что руководство университета быстро сообразило, кто авторы. Перси и его друга исключили.

Отец разозлился, назначил сыну 200 фунтов ежегодной пенсии и на время велел не показываться дома.


Это он зря: Перси было 19 лет и он принялся чудить. Он много писал, занимался созданием и распространением политических памфлетов, познакомился с 16-летней дочкой богатого трактирщика и увез ее из дому вопреки воле родителей.


Девушку звали Гарриет Уэстбрук. Вскоре юный поэт на ней женился, и у них родилась дочь. Когда Гарриет забеременела повторно, Перси познакомился со своим кумиром — Уильямом Годвином. Сначала они переписывались, затем поэт вместе с женой посетил дом Годвинов. Там он познакомился с Мэри Уолстонкрафт Годвин и начал ходить в гости гораздо чаще.

Перси был влюблен в Мэри, он разрывался между былыми чувствами к беременной жене и новой страстью. Поэт предложил Годвину заплатить его долги — чтобы укрепить отношения и не вызывать подозрений своими частыми визитами. Но родители Шелли сказали ему: «Прежде чем обещать кому-то материальную помощь надо посоветоваться с теми, кто ее будет оказывать. А мы не хотим давать денег анархисту, из-за которого ты с ума спрыгнул». Ну, или что-то типа того.

Шелли обиделся на родственников, Годвин разочаровался в Шелли, а тем временем набирал обороты тайный роман между Мэри и Перси.

Влюбленные переписывались и встречались на могиле матери Мэри при активном участии Клары Клермонт: сводная сестра передавала записки, «стояла на стреме», чтобы пару не заметили. Впрочем, есть мнение, что у Клары был параллельный роман с Шелли, и на самом деле она жутко ревновала.

Уильям Годвин не мог представить, что его милая дочка свяжется с женатым и ненадежным Шелли. Не на такую реакцию рассчитывала пара, но Перси знал, что делать — сбегать!

Поэтому Мэри, Клара и Перси уехали во Францию 28 июля 1814 года. Через пару недель они вернулись, надеясь, что отец сменит гнев на милость, но Годвин отказался видеть свою дочь. Больше Мэри с ним не общалась.

Троица снова отправилась в путешествие по Европе. Жили то во Франции, то в Швейцарии, то в Англии. Везде их преследовала бедность — аристократ Шелли зарабатывал писательством крайне мало, но иногда выручали друзья.

В родительском доме осталась сестра Мэри — Фэнни, которая вскоре покончила с собой, не в силах выносить обиды от мачехи и отчима. Покинутая жена Шелли тоже свела счеты с жизнью в 1816 году. Это позволило Перси и Мэри обвенчаться.

Плодотворный год без лета

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава произошло мощнейшее извержение вулкана. Поднявшийся в атмосферу пепел вызвал эффект вулканической зимы в Северном полушарии. В результате 1816 год оказался необычайно холодным — летом случались заморозки, выпадал снег, штормило, реки выходили из берегов. Произошел катастрофический неурожай, приведший к голоду.

Но для семейства Шелли 1816 год выдался как раз-таки урожайным. В январе у Мэри и Перси родился сын Уильям. В 1915 году Мэри родила дочь, но она умерла почти сразу же. Так что Уильяму, который благополучно рос, пара радовалась. Необычайно холодное лето семья проводила в Швейцарии в компании Байрона. Там из-за плохой погоды писатели развлекались чтением и рассказыванием страшилок. И в один прекрасный день Байрон предложил сочинить по одной страшной истории самим.

Компания, собравшаяся на вилле в Женеве, болтала не только о привидениях, но и о достижениях науки. Очень живо обсуждались опыты Эразма Дарвина, который с помощью гальванизма пытался оживлять мертвые тела. Мэри была вполне «в теме»: ее отец уделял много внимания естественно-научному образованию дочери, муж увлекался химией и физикой, она понимала, о чем идет речь и участвовала в дискуссии.


А ночью ей приснился бледный молодой человек, оживляющий с помощью электричества уродливого монстра, сшитого из частей трупов. Этот сон заставил Мэри задуматься о связи науки и этики: может ли человек брать на себя функции Бога? Не приведет ли это к катастрофе? Удовлетворен ли будет своей работой пылкий ученый?


Страницы из оригинальной рукописи Франкенштейна Мэри Шелли. Источник

Результатом стал рассказ о Викторе Франкенштейне. Перси Биши Шелли был в восторге от сюжета и уговорил жену переработать новеллу в роман. В этом же году Мэри принялась за работу.

Чудовище Франкенштейна

В 1818 году был опубликован роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». На обложке не было имени автора, зато текст предварялся восторженным предисловием от Перси Биши Шелли. Из-за этого многие современники решили, что написал роман он.

Постер Frankenstein Double Feature. Bettmann.

Книгу встретили очень тепло — ее читали, обсуждали, знаменитые писатели благосклонно ее оценивали. Вальтер Скотт, к примеру, находил, что полет воображения автора просто восхитителен. Никто и не догадывался, что глубокий и необычный роман написан 19-летней женщиной.

Только в 1831 году Мэри Шелли опубликовала книгу под своим именем, значительно ее переработав.

Иллюстрация перед первой страницей книги «Франкенштейн». (1831)

Почти сразу же Чудовище Франкенштейна стало чудовищно популярным. Уже в 1823 году появилась первая театральная постановка, основанная на сюжете романа. С тех пор «Франкенштейна» неоднократно ставили в театрах, а в ХХ веке о нем принялись снимать кино. Монстр прочно прописался в поп-культуре и не сдает своих позиций уже два с половиной века.

Окруженная смертями

Материнство Мэри Шелли было невероятно трагичным: из пяти ее детей выжил лишь один. Первая дочь умерла вскоре после рождения по причине недоношенности, Уильям умер в возрасте трех лет от малярии, родившаяся в 1817 году дочь Клара через год умерла от дизентерии.

Портрет Уильяма Шелли, написанный незадолго до смерти от малярии в 1819 году. Художница: Амелия Карран. (1819)

В 1819 году у пары родился сын Флоренс — это помогло Мэри оправиться от потери Уильяма и Клары. Только этот ребенок женщины выжил. Летом 1822 года у нее случился выкидыш, который чуть не убил писательницу — она потеряла очень много крови.

А 8 июля Перси Биши Шелли отправился на морскую прогулку с другом. Поэт обожал море, но совершенно не умел плавать. Это бы никому не помешало, если бы не шторм. Короткий, но свирепый, он потопил лодку. Оба пассажира погибли, через десять дней их тела вынесло на берег.

Единственная любовь

Надо сказать, что брак с Перси принес Мэри много горя. Для начала, будучи совсем юной девушкой, она столкнулась с жестоким общественным осуждением, а ее семья разорвала с ней всякие отношения. Пара жила в крайней бедности.

Эксцентричный супруг предложил Мэри вступить в тройственный брак со своим другом Томасом Хоггом. Мэри верила в идеалы свободной любви, и Хоггу симпатизировала как человеку, но любила она только Шелли, так что от социально-сексуального эксперимента вынуждена была отказаться.

Ее дети умирали — не в последнюю очередь из-за нищеты и антисанитарии. Мэри и Перси с детьми с 1818 года путешествовали по Италии. Они часто переезжали, их почти походный быт был скуден. Малыши просто не перенесли тягот постоянных разъездов.

В 1819 году Перси начал часто изменять Мэри, что очень ее расстраивало. В 1822 году, не дожив даже до 30-летия, поэт утонул.

И тем не менее, Мэри считала его единственной любовью. Она больше не вышла замуж, вернулась в Англию и посвятила остаток жизни писательству и воспитанию единственного выжившего сына — Флоренса.

Интересное по теме

Стивен Кинг: король, который женился по любви

Мама фантастики и постапокалиптики

Помимо «Франкенштейна», который стал первой книгой в жанре научной фантастики, Мэри написала еще много произведений — реалистических, исторических, рецензий, обзоров… Долгое время она подписывалась «автор Франкенштейна», потому что в коммерческий успех книг, написанных женщиной, никто не верил.

Вопросы, которые Мэри впервые подняла в своем дебютном романе, стали ключевыми для целого жанра. Можно ли ученому играть в Бога? Не сокрушит ли творение своего создателя? Этично ли идти против природы? До сих пор сюжет об ужасающем эксперименте, который приводит к катастрофе, невероятно популярен среди фантастов. А придумала этот троп 19-летняя женщина, недавно ставшая матерью.

Но мало кто знает, что модный нынче жанр историй о постапокалиптическом мире тоже придумала Мэри Шелли. В романе «Последний человек» она описывает мир будущего, где разразилась ужасная эпидемия. Выжил лишь один человек.


В роман Мэри вложила свой опыт одиночества и изоляции — большинство ее родных, друзей, четверо детей и муж, умерли к 1826 году, когда книга была дописана.


Кроме занятий собственным творчеством, Мэри Шелли бережно хранила наследие мужа — редактировала, собирала в антологии, публиковала. Именно как хранительницу произведений покойного поэта ее и запомнили неблагодарные потомки.

Мэри Шелли умерла в 1851 году от опухоли мозга. Последние годы она прожила в доме своего сына и невестки, которые ее любили и поддерживали.

Долгое время обширное литературное наследие Мэри игнорировалась, а вспоминали ее лишь как жену Перси Биши Шелли и авторку «Франкенштейна». Мнение поменялось лишь в 1980-е. Биографию писательницы включили в школьную программу, а ее саму считают одной из самых ярких звезд английского романтизма.

 

 

.

 

 

.