Материнство — это сложная и неоднозначная тема. Телевидение неизбежно влияет на формирование образа матери — от идеальных домохозяек шестидесятых до работающих матерей современности. За последние несколько лет кинематографическое материнство совершило значительный прорыв и вышло за рамки привычных критериев оценки «хорошей» или «плохой» матери — и это очень здорово. Недавно мы говорили о том, что такое mom-com, а сегодня решили посмотреть на то, какие картины и сериалы показывают материнство без прикрас.
Фильмы и сериалы никогда не скупились на образы «плохих матерей», причем плохими они могли быть по самым разным причинам. Последнее десятилетие ознаменовалось тем, что материнские образы стали сложнее и противоречивее, однако главный тренд — это разделение женского образа и роли матери.
Хороший пример — удивительная миссис Мейзел из одноименного сериала, чья «удивительность» во многом возможна благодаря ее отрыву от собственных детей. Необычно здесь то, что сюжет сериала не «наказывает» героиню за то, что она «плохая мать», а просто показывает немного другую реальность. Мать не может быть рядом со своими детьми, потому что она занята чем-то другим — и это нормально.
В 2019 году экранные матери принимали много непростых решений и совершали много сомнительных поступков, которые удивительным образом сходили им с рук. Они не получили привычного «наказания» от сценаристов или осуждения от аудитории. Возможно, это говорит о том, что мы приближаемся к тому времени, когда женский образ перестанет формироваться только через роль матери, а будет показан куда сложнее, со всеми амбициями, страхами, заботами и желаниями.
Авторы издания Romper подробно разобрали несколько сериалов и фильмов последних лет, в которых матери позволяли себе возмутительные, неожиданные и порицаемые вещи, а мы перевели эту статью для вас с некоторыми сокращениями (осторожно, спойлеры).
В первой серии второго сезона Клэр, старшая сестра главной героини, переживает потерю беременности прямо в разгар семейного ужина. Позже Клэр признается, что выкидыш стал для нее скорее облегчением, чем трагедией, потому что дал ей второй шанс на отношения с ее горячим коллегой.
Это совершенно нетипичный взгляд на потерю ребенка — выкидыш в данном случае символизирует освобождение — от неудачного брака и от сложностей родительства («Думаю, таким образом ребенок сказал, что не хочет, чтобы ты был его отцом», — заявляет Клэр нелюбимому мужу).
В фильме «Птичий короб» Мэлори (Сандра Баллок) и двое детей — Мальчик и Девочка — плывут на лодке по бурной реке, спасаясь от сверхъестественной силы, которая подталкивает людей к суициду. Мальчик — биологический сын героини, а Девочка — приемная дочь. Для того, чтобы не столкнуться взглядом с «монстром», оказывающим губительное действие на человеческую психику, все трое носят повязки на глаза, однако, когда их лодка приближается к опасным порогам, встает вопрос о том, кто будет следить за курсом лодки.
Накрывшись одеялом с головой, Мэлори и дети пытаются решить, кто снимет повязку и будет смотреть. Всем страшно, но первым вызывается Мальчик. «Нет, подожди, я сама решу!» — тут же говорит Мэлори. После небольшой паузы Девочка говорит, что смотреть будет она, и на ее лице читается полное понимание ситуации — мать не готова пожертвовать собственным ребенком, которого она любит. После мучительных секунд раздумий Мэлори принимает решение: «Никто не будет смотреть», и они продолжают плыть вслепую.
Этот неожиданный эпизод, в котором мать отказывается делать сложный выбор и жертвовать ребенком — даже не своим, стал сильным высказыванием о том, что в материнстве нередко долг выходит на первый план и оказывается сильнее любви.
«Большая маленькая ложь» — это в целом очень интересный и многогранный взгляд на природу материнства. Во втором сезоне сериала к звездной команде провинциальных мам присоединяется еще одна — Луиз (Мэрил Стрип), которая пытается отсудить детей у жены (Николь Кидман) ее покойного сына.
Дойдя до суда, Луиз не останавливается ни перед чем, вытаскивая наружу все грехи героини Кидман: беспорядочные сексуальные связи, употребление алкоголя и наркотических препаратов, нервные срывы. Однако та безжалостно отвечает свекрови, обвиняя ее в том, что ее родительские ошибки привели к тому, что ее сын вырос абьюзером и разрушил собственную семью и себя. Напряженная сцена в суде — это отличное напоминание о том, как наши родительские решения способны повлиять на жизнь наших детей (даже спустя много лет), и о том, что когда на одном ринге сталкиваются две матери, победителей быть не может.
Этот канадский сериал полюбился аудитории своим дерзким и смелым подходом к вопросу о том, как балансировать между материнством и собственной жизнью. В одной из серий главная героиня, Кейт Фостер, просыпается в кровати с двадцатилетним любовником потому, что у нее из груди течет молоко.
Workin’ Moms бесстыдно разрушает сотни материнских табу и с удовольствием выводит аудиторию далеко за пределы ее зоны комфорта: любящие матери занимаются сексом в раздевалке колледжа, соблазняют молодых парней и наставляют пистолет на экс-бойфрендов. Весь сериал — это сага о бесконечной и героической внутренней борьбе между ролью женщины и ролью матери.
Новый фильм Ноа Баумбаха рассказывает о крушении некогда идеального брака между актрисой Николь (Скарлетт Йоханссон) и сценаристом Чарли (Адам Драйвер). Николь с их восьмилетним сыном Генри переезжает в Лос-Анджелес, где ей предложили роль в сериале. Временный переезд превращается в окончательный, и Николь осознает, что в ее новой жизни не остается места для мужа.
Вместо того, чтобы продолжать поддерживать образ добропорядочной жены и матери, Николь выбирает карьеру и собственное счастье, даже если для этого ей придется кардинально изменить жизнь своего сына. Там, где мы ожидаем увидеть женщину, которая жертвует собой ради сохранения семьи, в «Брачной истории» мы получаем женщину, которая дошла до предела и приняла взвешенное и продуманное решение ради себя самой.
Главная героиня сериала — Мидж Мейзел (Рейчел Броснахан) — преданная мать. А еще у нее есть работа гастролирующей стендап-комикессы, которая приводит к тому, что ее бывший муж вынужден месяцами присматривать за их детьми. Может ли и то, и другое быть правдой?
«Что, если я вообще не должна была становиться матерью?» — спрашивает Мидж во время своего выступления. В третьем сезоне она нарушает одно из страшнейших табу материнства — оставляет своих маленьких детей и уезжает в тур по стране. Конечно, она скучает по детям, но сценаристы никак не «наказывают» героиню за ее решение. С ней не случается ситуации, в которой ей приходится болезненно выбирать между детьми и карьерой. Ее муж, оставшийся дома с детьми, в свою очередь тоже не выглядит жертвой и не страдает, выполняя функции единственного родителя.
Более того — никто, кроме матери Мидж и судьи, который финализирует развод Мэйзелов, не осуждает такое решение, и это просто отлично.
Анна и Эльза — далеко не первые детские персонажи, которые остались без родителей (или родителя). Мать Золушки — это всего лишь приятное воспоминание, а мать Ариэль получает свое имя только во второй части истории, тогда как Симба и Люк Скайвокер имеют возможность видеться и общаться со своими умершими отцами.
Королева Идуна нарушает эту добрую диснеевскую традицию и находит способ общаться с дочерью и помогать ей, превращаясь из образа в участницу происходящего.
Кажется, голливудские продюсеры начали постепенно осознавать, что мать — это не просто набор определенных функций и обязательств, а человек со своими собственными чувствами, идеями и желаниями, которые могут проявляться по-разному. Иногда женщины выбирают себя, а не материнство, и это не делает их плохими или неправильными — просто живыми и настоящими.