Женское счастье против здравого смысла: разбираемся, почему россиянам нравится «Москва слезам не верит»

17 сентября 1939 года родился Владимир Меньшов, режиссер оскароносной истории любви директора крупного предприятия Катерины и слесаря Гоши.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», Мосфильм, 1979

Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ,  фильм «Москва слезам не верит» продолжает возглавлять список любимых советских фильмов современных россиян.

С одной стороны, неудивительно — несмотря на то, что изначально фильм в СССР приняли довольно прохладно, сочтя его «дешевой мелодрамой», в итоге он занял второе место по количеству просмотров среди всех советских фильм (на первом — «Пираты XXI века»), и «Оскара» получил как «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

А с другой — весьма показательно. И хотя понятно, что, возможно, многие респонденты назвали «Москву» своим любимым фильмом, движимые ностальгией от первого его просмотра, мне кажется, что есть в этом фильме очень много того, что близко современному зрителю.


Интересное по теме

Страшилки из детства миллениалов: что мы делали и как на это смотрим сейчас


Прежде чем сесть писать этот текст, я посмотрела, что еще об этом писали в интернете.


Понятное дело, что идея кэнселинга Гоши (он же Гога) не нова — о его абьюзивных наклонностях начали рассуждать уже довольно давно, как только о таких вещах в отношениях в принципе стали говорить.


Да и сама идея отношений Катерины с мужчиной многим кажется нелогичной и даже антифеминистичной — мол, почему же режиссер не захотел и дальше лепить из Кати сильную и независимую женщину, а кинул ее в объятия первого попавшегося слесаря из электрички?

Оправдывать Гошу современные авторы, впрочем, тоже пытаются — преимущественно говоря о том, что «времена были другие».

И хотя эти самые времена со счетов списывать не стоит, мне кажется, что фильм не теряет своей актуальности до сих пор и даже в 2021 году поднимает темы, которые все еще горячи в российском обществе.

Но давайте по порядку. В центре сюжета фильма — три молодые подруги, приехавшие покорять Москву. Эдакий «Секс в большом городе» для России 80-х, только вместо космополитена — советское шампанское, а вместо мистера Бига — Гога.

Как водится, все три подруги очень разные — тихая и скромная Тося, авантюрная и эксцентричная Люда и серьезная амбициозная Катя, которую образование и карьера интересуют больше, чем поиск подходящего жениха.


Стоит отметить, что Катерина — яркий пример того самого хваленого советского феминизма.


Менее, чем за двадцать лет, она проходит путь от обычной рабочей до директрисы комбината, чем как будто бы подтверждает убеждения многих в том, что никакого стеклянного потолка не существует, никакой дискриминации нет, женщинам доступно все то же самое, что и мужчинам.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

Однако дальнейшие события, конечно же, показывают, что ни о каком равенстве речи идти не может — ты можешь быть хоть царицей морскою, но без мужика тебе никуда.

Женское одиночество Катерины, которая добилась всего, но так и не чувствует себя счастливой, нередко упоминают как самый спорный момент этого фильма. Я же не вижу в нем ничего нелогичного и возмутительного.

Давайте посмотрим внимательнее: Катя — совершенно железная женщина, которая пережила крах своих карьерных и образовательных амбиций, изнасилование (попробуйте убедить меня в том, что то, произошло с Рудиком в темной комнате можно назвать как-то по-другому), соло-материнство, работу и учебу.


Про материнство, кстати, хочется поговорить отдельно: оно в фильме почти не показано — режиссер ловко пропускает весь период от первых месяцев жизни Александры до ее подросткового возраста.


Однако у меня есть основание подозревать, что он был ужасно непростым. Катерина вряд ли получала много помощи от подруг — Тося занималась своей семьей, а Людмила пыталась разобраться со своим «счастливым лотерейным билетом», который оказался алкоголиком.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

Кроме того, детство Саши (дочери Катерины) пришлось на 60-е годы (начинается действие фильма в 1958 году) — период, когда были невероятно сильны все те самые стереотипы и ограничительные правила, последствия которых мы разгребаем до сих пор.

Страшно подумать, с чем пришлось столкнуться молодой женщине, оказавшейся фактически в одиночестве в большом городе, с младенцем на руках. Катя — бесспорно, сильная женщина, но режиссер снисходительно умалчивает о том, какой ценой дается ей эта сила и успешность.

И поэтому совершенно неудивительно, что когда в ее жизни внезапно появляется навязчивый слесарь, которого к ней «тянет», Катерина, изрядно задолбавшаяся от невыносимой для одного человека ответственности, просто безропотно плывет по течению и даже находит его бесцеремонные выходки очаровательным (как, например, ранний подъем в воскресенье, чтобы вывезти ее на пикник).

Я смотрю на нее и понимаю это чувство — когда ты всегда и везде «сама», вмешательство со стороны (особенно то, которые выглядит как знак внимания и заботы) вызывает радость.


Ну вломился едва знакомый мужик к ней домой, ну отобрал сумки с продуктами — зато ужин приготовил!


Сложно представить, чтобы последние 15 лет хоть кто-то делал это вместо героини. Вывез на пикник и накормил шашлыком, пока она дремала в кресле? Да прекрасно, никакой ответственности, можно расслабиться и отпустить ситуацию — непозволительная для матери-одиночки роскошь, хоть в советские времена, хоть в современности.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

И здесь я не вижу ничего странного и антифеминистичного. Всем — и женщинам, и мужчинам — хочется отдыхать. А если у них есть дети и/или ответственная работа, то отдыхать им хочется практически постоянно. И когда им встречается кто-то, кто готов им эту возможность предоставить, первое чувство, которое у них возникает — это чувство облегчения.

Потому Катерина, которая так легко принимает помощь едва знакомого мужика, видится мне очень живой и настоящей. А вот дальше все летит в ад.

Довольно быстро становится понятно, что делает все это великолепный Гоша не ради своей избранницы, а ради себя любимого. И пикник он собирает для того, чтобы повыгоднее себя продать, и в драку со школьниками ввязывается, вероятно, для укрепления своего статуса спасителя.

А потом начинается совсем дичь и мракобесие: звучат коронные фразы про право все решать «на том простом основании, что я мужчина», ну и, конечно же, бурная истерика после того, как герой внезапно узнает о карьерных успехах своей избранницы.

Вдаваться в подробности того, какой Гоша нарцисс и абьюзер я сейчас особо не стану — у меня все равно вряд ли получится сделать это лучше, чем у автора этого поста в ЖЖ на тысячу комментариев.


Но хочу отметить, что если приглядеться, почти сразу становится понятно, что все, что делает Гоша для Катерины — он на самом деле делает для себя.


Он приходит к ней, потому что его «тянет». Он вывозит ее на пикник, чтобы она узнала его получше. При этом сам герой дня даже не утруждает себя тем, чтобы поинтересоваться ею лично — он просто априори предполагает, что она зарабатывает «уж всяко меньше», чем он.

Видимо, на том простом основании, что она женщина, и до слесаря своим курьим мозгом она явно не дотянула. Он практически с первой встречи вмешивается в воспитание Александры — и снова делает это так, чтобы выставить себя в более привлекательном свете. И после того, как Катерина высказывает вполне обоснованное недовольство его методами воспитания, он тут же затыкает ей рот, потому что он — да, вы правильно помните, мужчина.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

И здесь — на кухне Катерининой квартиры за обеденным столом — происходит перелом. Вместо того, чтобы встать, топнуть ногой и вытолкать самопровозглашенного альфа-самца за дверь, чтобы подумал о своем поведении, железная женщина Катерина тут же смиряется, отводит глаза, нежно касается руки Гоши (которую он раздраженно отдергивает) и неоднократно просит прощения.

В этот же самый момент Катерина, кажется, перестает быть живой и настоящей, а становится патриархальной фантазией режиссера, который очень хотел показать, что ни одна железная женщина не в силах устоять перед лицом угрозы своему женскому счастью.


Буквально недавно Катерина холодно и иронично разносит Рудика (который теперь Родион), случайно встреченного в собственном директорском кабинете, а теперь в ответ на откровенное хамство она теряется и виновато мямлит — это великая сила любви, не иначе.


После того, как Гоша совершенно случайно (от незнакомого мужчины, которого он сразу же пригласил в чужой дом и предложил угостить обедом — видимо потому, что он тоже мужчина) узнает о реальном профессиональном статусе Катерины, его хрупкое мужское эго ломается с хрустом, и герой убегает домой — в драматичный запой, вытащить его из которого может только другой мужчина.

В Катерининой квартире, чтобы спасти подругу от одиночества, собираются все ее друзья — Антонина с мужем и Людмила, разведенная и работающая в химчистке. И здесь на них хочется остановиться отдельно. Хотя Катерина, бесспорно, является главной героиней повествования, истории ее подруг тоже заслуживают внимания — хотя бы потому, как с ними обошелся режиссер.

Тося и Коля — это эталонные представители тех самых традиционных ценностей, которые у нас до сих пор в большом почете (и в которых, в общем-то, ничего плохого нет, когда все добровольно и по любви).

Ценности эти включают детей, дачу, автомобиль, хозяйство и доброжелательное принятие друг друга. Отношения между героями выглядят единственными здоровыми из всех — однако, возможно, только потому, что режиссер не стал глубоко в них вдаваться, а презентовал их ровно так, как презентуют нам семейные ценности и по сей день — красивой благодатной картинкой, в которой все по умолчанию гармонично и хорошо.

Интересное по теме

7 советских фильмов о родительстве, которые вы, возможно, не видели

А вот Людмилу за ее авантюризм и желание лучшей жизни режиссер наказывает — и избранник ее, сперва казавшийся наградой за усилия, оказывается настоящим проклятьем, и карьера проходит мимо нее — в общем, классическое разбитое корыто, которое традиционно в нашей культуре достается тем, кто слишком многого хочет.

Но вернемся к финалу, который видится мне самым страшным моментом этого фильма — куда более страшным, чем увлечение Катерины эгоцентричным Гошей. После того, как героя дня привели и, вероятно, отмыли от вяленой рыбы, он буднично требует ужина и садится за стол — в знак примирения. Играет музыка, включаются титры — хэппи энд? Выглядит так, но, кажется, куда органичнее было бы наложить на финал тревожную музыку из ужастиков.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» 1979

Давайте попробуем предположить, что будет дальше с Гошей и Катей, которые спрятались от зрителей за своим «жили они долго и счастливо»?


Вряд ли слесарь Гога, так настойчиво продавливающий все существующие границы, внезапно даст своей партнерше право зарабатывать больше него.

Скорее всего, Катерине придется отказаться от престижной должности и съехаться с Гошей в коммуналке — в тесноте, да не в обиде, зато гендерная справедливость восстановлена. Будет рожать детей, варить борщи и упиваться женским счастьем. А иногда, может быть, будет и тумаков получать — есть ощущение, что ради своей правоты слесарь готов на многое. Ну потому что он мужчина, помните?

В идеальном мире, «которого хотят феминистки», Катерина уже после первого закидона спокойно, но настойчиво провела бы свои личные границы и задалась бы вопросом, кому больше надо то, что делает ее внезапный ухажер — ей самой или ему?

В идеальном мире она бы довольно быстро поняла, что желание быть любимой, получать поддержку, понимание и заботу — это нормально, но оно совсем не повод соглашаться на первого попавшегося мужчину, который готов иллюзию этой поддержки создавать.

В конце концов, в идеальном мире та самая Александра — представительница нового поколения, судя по всему, воспитанная в довольно либеральной и гуманной манере, сказала бы: «Мам, нужен он тебе, этот чувак, который даже разницу в зарплате пережить спокойно не может?»


Но нет же — и она радуется тому, что у мамы наконец появился кто-то, ради кого диван можно до вечера не складывать.


И благодаря вот этой своей болезненной неидеальности фильм, вышедший на экраны в 1980 году, остается вполне себе актуальным и понятным в 2021. Традиционные ценности — хорошо и благо, женщины, которые капризничают, плохо заканчивают, если изнасиловали — сама виновата, ребенок — ответственность матери, а номинальное женское счастье ценнее собственной безопасности и личных границ. Настоящая кинематографическая скрепа!

Если сгладить радикальные высказывания Гоги, фильм можно почти в неизменном виде переснять и выпустить на экраны сейчас — никто не заметит подвоха, ведь история будет о жизни, без «повесточки» и феминизма, на которые у нашего зрителя сильная аллергия.

Я знаю, что сейчас принято пересматривать свои взгляды на книги, фильмы и сюжеты из прошлого — мы уже не раз проходили это и с детскими сказками, и со взрослыми произведениями. Кого-то от всей этой «новой этики» коробит, а мне кажется, это довольно неплохой аналитический инструмент, который позволяет не просто списывать на свалку истории все неугодное, но еще и оценивать реальность с разных ракурсов.

Фильм «Москва слезам не верит» действительно любим многими — кто его знает, почему. Предлагаю использовать его как наглядное пособие по определению абьюзивных нарциссов — и как реалистичную иллюстрацию советского и постсоветского феминизма, на который любят ссылаться те, кто убежден, что «женщины уже и так победили».

Невозможно говорить о равноправии и здоровом партнерстве до тех пор, пока мы считаем историю об успешной и независимой женщине, отчаянно вцепившейся в первого попавшегося мужчину, романтичной и счастливой историей любви.

Это самый настоящий хоррор и психологический триллер, который нужен нам для того, чтобы не забыть — в головах предыдущего поколения роль женщины в обществе выглядит именно так, и они эту идею многим своим наследникам очень хорошо передали — и с этим мы имеем дело до сих пор.