С одной стороны, родители и чиновники жалуются, что дети не ходят на выставки и теряют интерес к искусству. С другой, мы регулярно читаем новости о том, как матерей выгоняют даже из самых крупных и известных музеев. В преддверии Международного дня музеев (его отмечают 18 мая) о том, как подготовиться к походу в музей с детьми, и как себя там вести, нам рассказала музеологиня Сати Епремян, мать двоих детей и авторка книги «Мои музейные заметки».
Честно говоря, мой первый поход в музей с ребенком — это совсем не вдохновляющая история! Первый раз мы побывали со старшим сыном в музее, когда ему было восемь месяцев, и это был Музей соли в маленьком прибрежном городе в Испании. Почему этот музей? Просто потому, что там не было другого.
Младший впервые побывал в музее в свои три недели, на выставке «Армения глазами Мандельштама». Детям в таком возрасте все равно, так что это был исключительно мой интерес.
Я считаю, что если поход в музей — для мамы, то ребенка можно брать с собой хоть с рождения. Если именно для ребенка, то с двух лет, заранее его подготовив.
Сейчас я хожу с детьми в музеи примерно каждые две недели на короткий промежуток времени — полчаса-сорок минут, чтобы старший не устал и не начал капризничать. Да, с двумя детьми однозначно сложнее, и это немного сковывает и уменьшает число наших походов.
Все зависит от возраста, пола, интересов, возможностей родителей и ребенка. Если малыш еще в коляске, то лучше выбирать музеи, где есть условия для комфортного нахождения — лифты, кафе, комнаты матери и ребенка.
Если говорить о музеях в общем, то детям перед посещением стоит рассказать доступным языком о том, что такое музей, какие у него функции. В то же время не забыть обсудить правила поведения, запреты и другие нюансы.
Когда выбран конкретный музей, то можно почитать книги по теме. Допустим, если в Зоологический, то почитать сказки о животных, просмотреть детские энциклопедии.
Другой способ — игры: если мы собрались в Рыцарский зал Эрмитажа, можно построить замок из «Лего» или картона, поиграть в принцев и принцесс. Мультики и документальные фильмы тоже пригодятся.
Родителям можно почитать «Как говорить с детьми об искусстве» Франсуазы Барб-Галль. Особенно мне импонирует вторая часть, где авторка рассматривает современное искусство.
Вообще, прежде всего стоит самим понять и полюбить музеи и искусство, прежде чем прививать это ребенку. Дети многое воспринимают через родителей и тонко чувствуют фальшь.
Иногда у сотрудников музея есть законные основание не пускать туда родителей с детьми. Например, если коляска может повредить экспонаты или паркет, то с ней вас не пустят. Частные музеи вольны творить что хотят, поэтому не пустить могут кого угодно, не только ребенка.
Как быть родителям внутри музея — актуальный для меня вопрос. Сейчас у Роберта (старший сын Сати — прим. НЭН) период, когда ему интереснее побегать и подергать. Сконцентрироваться он может максимум на одну минуту. Это нормально. В таком возрасте нужно учитывать такие базовые потребности ребенка, как голод, дневной сон, желание постоянно двигаться.
Однако в возрасте четырех-пяти лет ребенок уже вполне способен воспринимать информацию, если она подана доступно и увлекательно.
Дело лишь в том, привычна ли ему атмосфера музея, насколько он часто там бывает и знает ли он, как себя вести в подобных местах. С каждым разом будет чувствоваться прогресс.
Но если сотрудники все-таки попросили вас уйти, моя позиция — уходить. Мы ведь должны уважать и остальных посетителей. Но если замечание неоправданно (например, смотритель возмутился тем, что вы кормите грудью, тихо сидя в углу на скамейке), то стоит проигнорировать и не позволить его личным претензиям испортить вам настроение.
Советую взять с собой воду, перекус, легкую кофточку на случай, если в музее будет холодно (а так часто бывает). Карандаши и альбом для творчества, маленькие книги, открытки с изображениями экспонатов, которые можно поискать в залах.
Едой лучше не кормить в залах, так как даже незначительные крошки могут привести к распространению бактерий и нежелательных насекомых.
Можно сделать это в фойе или кафе до или после просмотра экспозиции. Что касается кормления грудью, могу лишь поделиться собственным опытом. Я кормлю в залах на скамейках или стульях для смотрителей (можно попросить уступить на пару минут). Не думаю, что адекватные сотрудники могут на это отрицательно реагировать.
Главное — это доступность. Не нужно употреблять высокопарные фразы. Попробуйте понять, как он это видит, можно даже присесть — вы будете удивлены, что с его роста все видно совсем по-другому!
Нет универсального рецепта. Если не знаете достоверно, придумайте небылицу, свяжите с эпизодом из жизни ребенка. Дети любят всякие истории. А когда он запомнит тот или иной экспонат, можно будет дома почитать поподробнее.
Книги, альбомы, любое творчество в принципе тоже помогут рассказать музеях и экспонатах. Все взаимосвязано и взаимодополняет друг друга.
Мне очень нравятся детские музейные программы и квесты. Я сама писала квесты по музеям Санкт-Петербурга для одной компании. Это замечательный способ увлекательно, задорно, с азартом провести время и узнать много нового! Отличная альтернатива скучным экскурсиям.
На Западе в принципе большинство музеев кидс-френдли, даже если изначально они не детские.
Что касается российских, то такие крупные музеи, как Эрмитаж, Русский, Пушкинский, Третьяковская галерея, Дарвиновский, потихоньку начинают приспосабливаться к маленьким посетителям.
Есть множество детских центров при музеях, студий для творчества, компаний по организации экскурсий для самых маленьких. Это замечательная тенденция! Я не беру в расчет развлекательные места типа Сказкиного Дома, Имаджинериума, Экзотариума, Музея Эмоций и так далее — они называют себя музеями, но не являются таковыми в классическом понимании слова.
А еще мне нравится идея отдельных детских музеев и интерактивных выставок. Однако хотелось бы, чтобы и при классических музеях были специальные интерактивные комнаты с копиями экспонатов, которые можно будет трогать, перемещать, пробовать на вкус.