Мы уже говорили с вами о раннем развитии и его целесообразности. А вот сегодня решили поднять тему непосредственно методик, которыми пользуются современные родители, чтобы вырастить своих маленьких гениев. Однако речь пойдет не об известных всем Монтессори и Никитиных, а кое о чем совершенно ином. Журналистка и молодая мама Маруся Горфиль написала для НЭН обзор не самых попсовых методик развития детей.
Конечно, во время беременности я много читала. Книги были сплошь полезные и правильные. Они готовили меня к тому, как готовить ребенка ко всему. Причем готовить как можно раньше. Начала с самого простого: грудничковое плавание и динамическая гимнастика. Ты просто крутишь или подбрасываешь ребенка, ходишь с ним в бассейн — и развиваешь. Отлично, это я беру. Распечатать готовые черно-белые картинки для новорожденных из интернета и развесить их по квартире тоже не составило труда. Немногочисленные бездетные друзья, которые еще решались приезжать к нам в гости, с подозрением спрашивали, что это за руны? В ответ я улыбалась. Гордо. Но недолго.
Дело пошло гораздо хуже, когда я попробовала освоить другие методики раннего развития. Бодро подписалась на Монтессори-группу. Но каждый раз, читая о том, что должна делать «монтессори-мама», впадала в уныние. Вот она резко осуждает икеевский стол — он не годится для монтессори-ребенка — и муж-золотые-руки в одночасье мастерит и стол, и стул, и стеллаж. Я грустно посмотрела на пылящийся в углу бизиборд, в муках созданный нашим папой (и ни разу дочь не заинтересовавший), перевела взгляд на голубой Маммут в углу — и закрыла пост. МИРР, Никитины, Зайцев, принципы вальдорфской педагогики, Глен Доман, Сесиль Лупан и Масару Ибука. Методика обучения иностранному языку (а лучше сразу двум или трем) с шести месяцев. Всё это довольно известные и популярные подходы к раннему развитию малышей, о которых довольно много написано. Но этот дивный новый мир оказался воистину бездонным — и я пока так ничего и не выбрала. При этом с глубоким уважением (а часто с завистью) отношусь к монтессори-вальдорф-и-так-далее-мамам, у которых хватает сил и терпения заниматься со своими детьми с искренним желанием и интересом. Этим супер-мамам НЭН посвящает подборку куда более редких, но от того не менее интересных методик. Просто знайте — они есть.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Золтан Пал Дьенеш (1916 — 2014) — венгерский математик, психолог и педагог. Родился в Австро-Венгрии, с детства увлекался математикой, окончил Лондонский университет, эмигрировал в Австралию, затем в Канаду. Был квакером, свободно владел пятью языками, любил лыжные гонки и плавание. Отец пятерых детей и дед четырнадцати внуков. Прославился как автор подхода к изучению детьми математики посредством игр.
О ЧЕМ ЭТО: Основываясь на достижениях педагогики, а также на знаниях возрастной психологии, Дьенеш разработал систему, которая помогает детям в легкой и доступной форме освоить математику. Его система базируется на теории о шести стадиях изучения математики, которые познаются малышом с помощью специальных игровых блоков. Это 48 геометрических фигур, различной формы, цвета, толщины и размера (ни одна из них не повторяется).
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Наборы блоков и задания различаются по возрастам. Заниматься рекомендуется с трехлетнего возраста. Однако для изучения цветов их можно использовать уже с полутора лет, а для изучения форм — с двух. Для каждого набора и возраста — свои правила. Есть также специальные альбомы с картинками, в которых задействованы блоки.
А СМЫСЛ? Развитие логики, внимания, воображения, памяти. Формируются навыки выполнения предметных действий, речь, умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать информацию, раскрываются творческие способности. Дети легко и быстро решают математические задачи любого уровня сложности. Только вот многим взрослым эта «простая» система кажется сложной и не хватает терпения разобраться в особенностях методики и научиться пользоваться пособиями.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Джордж Кюизенер (1891 — 1976) — бельгийский педагог. Информации о нем мало. Википедия и вовсе безмолвствует. Известно, что он был педагогом в начальной школе. Написал труды по биологии, географии, музыке и искусству. Считал (вполне обоснованно), что ребенок гораздо легче усваивает любой материал, имея перед глазами наглядное пособие.
О ЧЕМ ЭТО: Набор счетных палочек (по форме, скорее, брусочков) десяти разных цветов и разной длины от 1 до 10 см (поэтому их также называют «числа в цвете» или «цветные палочки»). Палочка белого цвета — куб со стороной 1 см (соответствует числу 1), палочка розового цвета — прямоугольная призма длиной 2 см (соответствует числу 2), и так до оранжевой палочки длиной 10 см, которая, как вы уже догадались, соответствует числу 10. Причем все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, объединенным по соотношению к их величине. «Красное семейство» составляют палочки розового, красного и бордового цветов, соответствующие числам 2, 4 и 8 (то есть кратные двум); «синее семейство» с голубыми, фиолетовыми и синими палочками соответствует числам 3, 6 и 9 (то есть кратными трем), есть семейства кратные 5 и 10. Всего в классическом наборе для школьников 241 палочка (для детей помладше есть по 144 и 119). Комплектация набора является сложно продуманным математическим множеством.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: И если вы все еще не бросили читать, то вот здесь можно найти довольно подробное объяснение методики, а также упражнения для малышей до трех лет и старше. Заниматься можно с года на уровне «длинная/короткая» и складывать «истории», с двух лет уже переходить к «целое/часть», к трем годам усложняя до раскладывания по длине, а с четырех лет переходя к конкретным математическим упражнениям.
А СМЫСЛ? Помогают различать положение предметов в пространстве (сзади/спереди, справа/слева), осознать математические понятия (больше/меньше, фигура, треугольник), осуществлять разбор числа на составные части, освоить сложение и вычитание. Иными словами, быстрее и проще понять базовые математические законы. Попутно развивается логическое мышление и (куда же без него) творческое.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Про кубики написано много, а про их создателя — почти ничего. Евгений Васильевич Чаплыгин — педагог, живет в городе Старый Оскол. Отец троих детей и дедушка, придумавший для своих внуков систему обучения чтению, которая сейчас продается под названием кубиков его имени.
О ЧЕМ ЭТО: Методика «Читаю легко» похожа на более известные кубики Зайцева, однако имеет свои отличия и преимущества. Хотя, справедливости ради, стоит упомянуть, что систему чтения по слогам рекомендовал еще Лев Николаевич Толстой. Кубики с одинарными буквами и слогами закреплены на рейках и могут крутиться, что упрощает их использование. На рейках нарисована цифра и определенный знак (например, птица или сердце), чтобы даже малыши могли легко и быстро найти нужный им кубик.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Из совмещения двух парных кубиков в различных комбинациях получается 20 слов, а если добавить к ним еще две пары, то уже 500. В комплект входит методическое пособие с описанием игр и упражнений, а также тетрадь-пропись. Начинать рекомендуют с трех лет.
А СМЫСЛ? Очевиден. Ваш ребенок научится читать. Рано. И быстро. Автор гарантирует результат чуть ли не с первого занятия. Попутно развиваются: зрение, речь и предметно-манипулятивная деятельность.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Мария Владимировна Гмошинская — педиатр по образованию, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ питания РАМН. Она является специалистом по детскому питанию и грудному вскармливанию. Автор методик восстановления лактации, комфортного прекращения грудного вскармливания и грудничковому рисованию.
О ЧЕМ ЭТО: Автор методики открыла ее «случайно», во время подготовки научной работы по теме ГВ. На базе одного из дошкольных заведений были организованы группы кратковременного пребывания для детей от полутора до двух лет и их родителей, которые в том числе вместе занимались рисованием. В экспериментальной группе была пара с пятимесячным малышом, которого тоже решили приобщить к живописи. Эксперимент оказался удачным. Гмошинская рекомендует начинать заниматься с малышом с шести-семи месяцев, то есть как только он начнет самостоятельно сидеть. Рисовать «съедобными» красками на маленьких или больших листах, ладонями, пальчиками или кисточками.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Поскольку это методика, то существуют и определенные правила. Рисовать рекомендуется в первой половине дня, от двух до двадцати минут (в зависимости от возраста), и не чаще одного-двух раз в неделю. Рисовать лучше в специально отведенном месте, а не на стульчике для кормления и не за обеденным столом. И только совместно с родителями и при позитивном настрое всех участников процесса. Рекомендуется использовать специальную одежду. На первых занятиях используются листы формата А4, затем А3 и ватманы. В начале достаточно использовать только два цвета. При первых признаках нежелания или усталости со стороны ребенка следует прекратить занятие. Разработаны также специальные уроки (от простого знакомства с цветами до более сложных аппликаций) и даже оценка работы малыша.
А СМЫСЛ? Помогает развивать мелкую моторику, формировать эмоционально-психические способности, способствует тесному контакту малыша и родителя. Живопись в принципе помогает быстрее развиваться интеллектуально и эмоционально. И нет, методика не гарантирует, что из малыша непременно вырастет талантливый художник.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Авторы методики — отец и дочь, Сергей и Екатерина Железновы. Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием, Екатерина — дирижер, учитель музыки и психолог.
О ЧЕМ ЭТО: Программа раннего музыкального развития «Музыка с мамой» появилась в начале 90-х, когда Сергей и Екатерина занимались подготовкой детей 3-5 лет к поступлению в музыкальные школы. Родители многих из них не готовы были серьезно заниматься музыкой, им важнее было всестороннее развитие. Пособий для подобных занятий с детишками такого возраста не было, и тогда чета Железновых начала создавать их самостоятельно. Сочиняли песенки и музыкальные упражнения, сами занимались аранжировкой. Получились не просто уроки музыки, а обучающие игры с весёлой подачей материала и комплексным подходом.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: В серии дисков есть те, которые предназначены чуть ли не с рождения: диски с колыбельными, песенки-потешки и пальчиковые игры. Сначала их можно слушать, потом вместе играть (танцы, жесты и подвижные игры являются неотъемлемой частью методики), а позже уже и петь. Всё это — непременно при участии родителей.
А СМЫСЛ? Дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников как минимум по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление. Плюс к этому при постоянных занятиях развивается музыкальный слух, речь, навыки моторики, концентрация внимания. Если постепенно вы добавите активные движения и танцы, то будете еще и укреплять мышечный корсет и формировать осанку.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Алиса Самбурская — музыкант, кандидат педагогических наук и психолог. Мать троих детей. Занимается частной преподавательской деятельностью, консультациями, участвует в семинарах. Является автором оригинальной апробированной методики обучения детей чтению, письму и математике через различные виды музыкальной деятельности.
О ЧЕМ ЭТО: В основе системы «Музыка интеллекта» лежат научно доказанные факты о позитивном влиянии музыки на работу головного мозга. Главный принцип системы заключается в обязательном музыкальном сопровождении любых занятий. Ребенок воспринимает музыку не только осознанно, но и бессознательно, что заставляет работать одновременно и левое, и правое полушария. Основные направления системы — глобальное чтение и количественная математика.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Для обучения глобальному чтению используются карточки со словами и предложениями, что делает ее похожей на более известную систему Глена Домана. Малышей учат читать целыми словами, а не отдельными частями, затем переходят к словосочетаниям, а потом к коротким предложениям. В конце родителям предлагается собственноручно сделать книгу с картинками и короткими предложениями к ним. Обучение можно начинать с одного года. Количественная математика тоже базируется на широко применяемом подходе, при котором ребенок визуально представляет числа: смотрит не на цифру «3», а на три предмета. И всё это — непременно под музыку. Автор рекомендует классическую музыку и джаз.
А СМЫСЛ? Правильно подобранная музыка активизирует работу мозга ребенка, что позволяет задействовать при обучении оба полушария, соответственно, учиться быстрее и эффективнее. Музыка также рассматривается как один из стимулов пробуждения интереса к предмету.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Вячеслав Владимирович Воскобович родился в Запорожье, жил в Херсоне, окончил Политехнический институт в Санкт-Петербурге по специальности инженер-физик. Он не был педагогом, зато был отцом. И ни одна из ярких бесполезных игрушек, которые он мог (если вообще мог, ведь шла «Перестройка») купить своим сыновьям, его просто не устраивала — они развлекают, но не развивают. Тогда он сам разработал серию развивающих игр, которые легли в основу его методики.
О ЧЕМ ЭТО: Первые игры появились в начале 90-х, в основном это были головоломки и конструкторы. Сейчас центр «Развивающие игры Воскобовича» производит около 40 игр и разные пособия по раннему развитию. Главный принцип всех игр — веселое обучение без принуждения, но с пользой, поэтому в основе многих из них лежат интересные сказки. Малыш помогает героям сказки, выполняя различные упражнения.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Методика Воскобовича идет от практики к теории. Игры очень разные и рассчитаны на разный возраст. Для тоддлеров подойдут, например, знакомый многим с детства «Квадрат Воскобовича» из двух цветов, который легко трансформируется для создания различных фигур. «Кораблик Плюх-Плюх» с разноцветными флажками-парусами, которые надеваются на рейки, помеченные цифрами. Игра-шнуровка «Ромашка» для развития мелкой моторики. Есть также довольно популярная предметно-пространственная игровая среда «Фиолетовый лес» — ковролиновая основа с крепящимися на ней элементами.
А СМЫСЛ? Игры Воскобовича развивают примерно все. В зависимости от формата они обучают чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память, способствуют развитию воображения.