Откуда берутся взрослые, которые любят детей и умеют с ними обращаться

Как и любой другой навык, умение взаимодействовать с маленькими детьми, не появляется само собой.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Путешественники часто замечают, что в южных странах очень любят детей. На улицах им делают комплименты, спокойно относятся к крикам и плачу, утешают и разговаривают, стараются сделать так, чтобы родителям с маленькими детьми было максимально комфортно в общественных местах. Пожалуй, так оно и есть.

Много лет назад, когда я впервые приехала в Испанию, обратила внимание на один любопытный момент: как с малышами общаются подростки и молодые люди. Брутального вида парни с татуировками, скейтами, длинными волосами спокойно держат на руках двухлеток, трогательно кормят с ложечки или увлеченно катают по полу машинки — без малейшего стеснения и опасения за свою мужественность и репутацию. Ярко накрашенные и смело одетые девушки терпеливо возятся с годовалыми детьми, играют в «ку-ку», агукают и, кажется, совершенно не раздражаются.

Позже, когда у меня родилась дочь, с ней точно так же играли племянники и даже женихи племянниц мужа. Повозившись с малышкой на семейном обеде, они спокойно отправлялись веселиться с друзьями. И если девушек, которые умеют обращаться с малышами, я встречала и раньше, то поведение парней меня удивило.

В целом, все эти молодые ребята вели себя так, словно маленькие дети — обычная часть жизни, которая никак не мешает им быть своенравными, бунтующими подростками. Словно для маленьких детей у них откуда-то находились и терпение, и понимание, и даже мудрость, которой родителям в таком возрасте, как правило, не достает.

Менталитет или результат воспитания

Помнится, мне подумалось, что это менталитет, национальный характер, нечто врожденное: либо оно есть, либо нет. Но, наблюдая уже за своей дочерью и узнавая поближе культуру, в которой она растет, я поняла, что это совсем не так.

Возможно, кто-то и рождается с умением взаимодействовать с малышами. Но большинство из нас вынуждены этому учиться. Для многих этот момент наступает с рождением собственного ребенка. Но в некоторых культурах люди учатся этому в течение всей жизни. И происходит это не только в семье.

В испанской школе с самого раннего возраста детей учат быть чуткими и добрыми по отношению к тем, кто младше. По сути, их знакомят с возрастной психологией на личном опыте. Когда дети немного подрастают и становятся более сознательными, им обеспечивают постоянный контакт с маленькими детьми — с теми, кто пока не понимает, не знает, не умеет вести себя так, как от него этого ожидают. Кто боится, нуждается в поддержке. Подросшие дети еще совсем недавно были такими же маленькими, поэтому им проще понять малышей, вспомнить их эмоции и посочувствовать.

Расскажу, как это устроено в школе, где учится моя дочь. Но сначала важно отметить, что школа в Испании начинается в возрасте трех лет. И хотя до шести лет образование не является обязательным и школа не слишком отличается от детского сада, большинство детей начинают учиться именно в этом возрасте.

Примерно в 10–12 лет дети начинают общаться с малышами в роли старших. Существует несколько форматов такого общения.

Общие перемены

Дружба с теми, кто на год-два старше или младше, — обычное дело. Ведь с самого раннего возраста дети играют вместе на переменах. Конечно, в классах формируются свои группы друзей, но на большой перемене или в обеденный перерыв все перемешиваются и гоняют в мяч или катаются с горки. В результате все дети в буквальном смысле знают друг друга. Играть с младшими — не зазорно, и подобная дружба совсем не редкость. Там же, на площадке, старшие следят за порядком и помогают младшим разобраться в конфликтах.

Мероприятия для малышей

Старшие классы начальной школы регулярно готовят различные мероприятия для самых маленьких: концерты, спектакли, игры. Очень забавно наблюдать, как они обсуждают, не слишком ли страшным получился персонаж сказки — ведь малыши могут испугаться. А готовя игры, заранее думают о том, чтобы всем хватило призов: ведь знают, что маленьким детям сложно смириться с проигрышем и принять то, что все не могут победить. Это отлично развивает эмпатию, а старшим детям помогает почувствовать себя взрослыми и с улыбкой вспомнить, как еще несколько лет назад они сами плакали из-за поражения.

Шефство над младшими

У каждого шестиклассника есть свой подшефный малыш. Они называют их «крестниками» — не потому, что это мероприятие имеет какое-либо отношение к религии, а скорее для того, чтобы обозначить отношения понятным детям способом. Крестные — это те, кто заботится и опекает.

Главная задача каждого — установить контакт с ребенком, ведь маленькие дети сначала стесняются и побаиваются «больших» одиннадцатилеток. Они читают им книги, помогают мастерить поделки, рисуют вместе.

— Мама, мне так повезло, ты не представляешь! Джун такая милая, — подопечная моей дочери, четырехлетняя Джун, приехала из Китая. Сначала она ужасно смущалась и почти не разговаривала, лишь робко соглашалась на предложенные дочкой занятия. Внимательно слушала сказки или молча рисовала.

Но постепенно страх ушел. Теперь она радуется встречам, сама берет дочку за руку, рассказывает, как прошла неделя. На прошлой неделе они всей школой ездили на двухдневную экскурсию. Малыши вроде Джун впервые ночуют вне дома — им страшно без мамы и папы, а учительница не успевает утешать всех. Присутствие старших друзей их очень успокаивает. А наши дети чувствуют себя взрослыми и ответственными.


Еще пару лет назад моя дочка немного опасалась маленьких детей. У нее нет младших братьев и сестер, и она просто не понимала, как себя с ними вести: то расплачутся на ровном месте, то рассердятся (согласитесь, многие взрослые испытывают те же чувства, общаясь с малышами).

В этом году по пути из школы мы часто встречали маму с бойкой маленькой девочкой. Ей очень нравится общаться со старшими. И если пару лет назад моя дочка смущалась бы и старалась избегать встреч, то сейчас все изменилось. Она твердо берет малышку за руку, чтобы помочь войти в вагон, помогает усесться на свободное сиденье, терпеливо отвечает на ее вопросы и не раздражается, когда та рассказывает небылицы. Просто потому, что понимает: она всего лишь хочет казаться старше, чтобы понравиться большим девочкам.


Получается, что теплое отношение к детям — все же не только естественная реакция. И хотя большие глаза и пухлые щеки вызывают умиление, одного этого не всегда достаточно, чтобы человек встал в позицию взрослого.

В школах разных стран используют программы социально-эмоционального обучения, которые способствуют развитию эмпатии и умения регулировать эмоции. Это помогает детям налаживать отношения между собой, снижает уровень агрессии и учит их более дружелюбно и терпимо относиться к младшим, а также к детям с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение — еще один способ научить детей принимать мир во всем его разнообразии, дать им понять, что у человека могут быть особенности как в силу возраста, так и в силу других причин. Важно научиться видеть и слышать окружающих людей и по возможности оказывать им поддержку.

Все это помогает искоренить «эдалтизм» (adultism) или «взрослоцентризм» — предвзятость мировоззрения в пользу взрослого, отношение к детям как к неполноценным членам общества, чьими потребностями можно пренебречь.

Когда дети наблюдают все эти программы и принципы в действии с самого раннего возраста, позже они становятся взрослыми, которые понимают, что дети — это неотъемлемая часть нашего сложного мира. Что они уязвимы и нуждаются в заботе. Что они не мешают, а живут рядом со взрослыми. И, честно говоря, делают жизнь интереснее, глубже и полнее.