Памела Андерсон: история грандиозного расчеловечивания

Благодаря съемкам в Playboy и одной из главных ролей в сериале «Спасатели Малибу» она стала главным секс-символом 90-х: 44 фильма, десять номинаций на «Эмми», 20 съемок для обложки эротического журнала, известного во всем мире — кажется, найти человека, который в конце двадцатого века ни разу не слышал имени Памелы Андерсон, было просто невозможно.

Pamela, a love story | Netflix

Образ грудастой блондинки в тонком красном купальнике стал настолько растиражированным, что на долгие годы слился с личностью самой Пэм — в эпоху женской объективации никому и в голову не приходило, что у знаменитой секс-иконы могут быть свои переживания, чувства, сомнения, проблемы.

Вот почему премьера документального фильма Netflix «Памела. История любви» стала настоящим откровением для многих: всемирная известность принесла актрисе не только звание самой сексуальной женщины планеты, миллионные контракты и толпы охваченных страстью поклонников, но и множество личных драм, потерь и разочарований.

Всю свою жизнь актриса вела дневники — отрывки из них звучат в фильме, иллюстрируя события ее биографии. Андерсон появляется на экране без макияжа, в простой домашней одежде и рассказывает о глубоко личных переживаниях. Архивные кадры чередуются с современными.

Главная героиня — ранимая, остроумная, глубокая, но при этом по-хорошему простодушная женщина, которую сначала избрали секс-символом, а затем — сделали практически героиней анекдотов. Весь фильм пронизывает одна тема — это сексуализация женщин, которая приводит к их расчеловечиванию. В случае с Памелой Андерсон — самой сексуальной женщиной 90-х — и расчеловечивание было грандиозным.

Сама Памела не жалеет о съемках в Playboy — они были для нее не только средством заработка, но и своеобразной терапией, позволившей ей присвоить собственную сексуальность и чувственность. Простая девушка из небольшого канадского городка восприняла контракт с эротическим журналом как величайшую удачу. Со смехом и ностальгией героиня вспоминает, как она бегала голышом по огромному особняку и училась позировать для фото.

Вообще, 90-е были золотым веком сексуализации женщин. Вспомните всех этих супермоделей, едва вышедших из пубертата, провокационные рекламные кампании абсолютно любых товаров, будь то кофе, сок или зубная паста, эротические журналы, обилие обнаженки в кино, календари с голыми красотками от Playboy и Pirelli.

Интересное по теме

По следам Balenciaga: 5 скандальных рекламных кампаний с детьми

А потом вдруг все это куда-то исчезло: женщины стали выступать против того, чтобы их объективировали, дамы в купальниках и без исчезли из ассортимента наклеек жвачки, даже Pirelli теперь выпускают обнаженные фото выдающихся, чего-то достигших женщин (многие из которых, конечно, не 18-летние и не в параметрах 90-60-90). Даже бронелифчики из фэнтезийных компьютерных игр практически пропали!

И многих это не устраивает. Многие спрашивают: «Ну почему нельзя сделать как раньше?! Мужчинам нравится смотреть на фигуристых красоток. Что плохого в том, чтобы быть сексуальными и вызывать желание? Это же естественно! Разве женщинам не приятно, когда их считают привлекательными?»

Нам, может быть, и приятно, да только в этом скрыта огромная ловушка: люди, привыкшие смотреть на женщину как на сексуальный объект, теряют из виду ее личность. Реальность они тоже теряют из виду: в воображении некоторых мужчин женщины имеют от природы гладкую кожу, просыпаются сразу с макияжем, а Лара Крофт, бегающая по джунглям в мини-шортах, не вызывает у них вообще никаких вопросов.

Интересное по теме

«Он попросил снять лифчик»: Кейт Мосс рассказала, как столкнулась с харассментом в 15 лет

Но вернемся к Памеле, и на ее примере рассмотрим подробнее, как расчеловечивание следует за сексуализацией.

Андерсон начала свою модельную карьеру с рекламы пива. Затем ей предложили сняться для календаря Playboy. Работодатели были довольны сотрудничеством и предложили девушке контракт. Вскоре фотографии Памелы стали часто мелькать на страницах самого знаменитого эротического журнала в мире. В журнале ее заприметили киношники и предложили попробовать себя в роли актрисы в сериале «Спасатели Малибу».

Шоу приобрело всемирную популярность, как и сама Памела Андерсон. Успех? Успех! Но из-за амплуа недалекой блондинки в красном купальнике известность эта была несколько сальной. Например, все журналисты, которые брали интервью у молодой актрисы, считали своим долгом спросить ее про пластику груди. Памела думала, что говорить правду — это круто, поэтому честно отвечала на вопросы. Но постепенно это начинало ее злить: ау, как насчет поинтересоваться творческими планами? Хобби? Тем, какую актрису она считает примером? Любимой книгой, наконец?

Вскоре Памела вышла замуж за барабанщика группы Mötley Crüe Томми Ли. Брак был скоропалительным, но довольно счастливым. А затем последовало первое приглашение в большое кино — Памелу взяли на главную роль в фильме «Не называй меня малышкой».

Съемки стали для Андерсон тяжелейшим испытанием — она была беременна, а нужно было бегать, драться, стрелять, и все это в тугом корсете. Да, даже если ты страдаешь от токсикоза, и режиссер видит, что ты еле способна двигаться, все равно нужно быть в образе сексуальной кошечки!


Ребенка Памела потеряла, фильм в прокате провалился, а ей присудили премию «Золотая малина» как худшей новой звезде.


Вскоре, однако, пара обзавелась двумя детьми в кратчайшие сроки. А еще у них украли сейф, в котором хранилось оружие, свадебное бикини и семейный видеоархив. Памела и Томи обожали снимать свою жизнь на портативную видеокамеру: вот свадьба, вот Памела после родов, вот их новорожденный сын… А на кассетах, которые запечатлели медовый месяц, было некоторое количество секс-сцен. Какие-то умельцы смонтировали эти сцены в одно видео и разослали в СМИ.

Памела и Томми подали в суд на СМИ за вторжение в личную жизнь, и суд принял беспрецедентное решение: «Если Памела Андерсон снимается для журналов обнаженной, значит, она не имеет права на личную жизнь».

Памела как раз была беременна вторым ребенком, поэтому боялась, что из-за стресса у нее опять будет выкидыш. Она не стала бороться за отмену несправедливого решения и отказалась от прав на секс-видео со своим участием. А окрепший и широко распространившийся к тому времени интернет разнес запись по всему миру.

Интересное по теме

«Я женщина, и вы будете уважать меня как женщину»: как Бритни Спирс вернула себе право быть собой

Карьера Андерсон была фактически уничтожена. Но у нее все еще оставались «Спасатели Малибу». Однако у Томми Ли начались проблемы с ревностью: он следил за тем, чтобы жена ненароком не снялась в какой-нибудь сексуальной сцене. А еще его раздражало, что она все время уделяет детям, а не ему. Дело кончилось домашним насилием. Памела развелась, Томми сел в тюрьму на шесть месяцев, а СМИ продолжали мучить «самую сексуальную женщину планеты» неэтичными вопросами. Об имплантах, о секс-видео, о том, видели ли ее сыновья фото в Playboy и о том, заслужил ли Томми свои полгода в тюрьме.

Памела стала посмешищем, но она из этого выбралась и использовала свою скандальную славу ради благого дела.

Но вернемся к сексуализации. Долгое время сексуальность Памелы служила ей на благо: слава, гонорары, съемки в кино, внимание знаменитых мужчин. Но при этом ее не воспринимали в отрыве от ее сексуальности. Никто не хотел видеть за имиджем красотки настоящую женщину.


Зачем ее спрашивать о чем-то важном, если все хотят узнать про грудь? Зачем отменять или отодвигать съемки фильма, если главная актриса беременна? Какое право она имеет на секс-видео со своим участием, если снимается обнаженной?


Вдумайтесь, у людей выкрали сейф с оружием, свадебным нарядом и личным архивом, не предназначенным для чужих глаз, и это абсолютно никого не возмутило, включая профессиональных юристов!

И даже самый близкий человек для Памелы — ее муж — не хотел видеть в ней обычную женщину. Прикинь, чувак, у матери двух маленьких детей, даже если она секс-бомба, может не оставаться сил не только на тебя, но и на себя! Ей надо помогать, а не поколачивать ее.

А потом СМИ хотели знать, достаточно ли Томми распускал руки для того, чтобы провести в тюрьме полгода. Алло, он женщину с ребенком на руках как минимум тряс! Он ее трейлер-гримерку разгромил. Он замахивался на нее, и не раз. Он орал на нее. С каких пор домашнее насилие делится на «достаточное» и «недостаточное»?

При том, что Памелу все считали очень горячей, никто не видел в ней человека. И миллионы людей по всему миру не интересовались, какая она — эта женщина. Что у нее на душе, о чем она думает, что ее печалит, умеет ли она шутить, как она воспитывает своих детей — все эти вопросы были как будто не приложимы к этой грудастой блондинке с голубыми глазами. Произошло полное, абсолютное, грандиозное расчеловечивание.

Интересное по теме

В пучину позора и обратно: удивительная история Моники Левински

Документальный фильм Netflix отвечает на часть этих вопросов. Внезапно выясняется, что Памела состоит не из пластика, силикона, краски для волос и сексуальности. Она самоиронична, храбра, женственна, влюбчива, великодушна, обладает собственным мнением и не боится его высказывать. Ее сыновья ею восхищаются. Она не сдается.

Но не все обладают прочностью Памелы Андерсон. И в этом заключается ответ на вопрос, почему подчеркнуто сексуальных героинь в кино и играх стало меньше, а моделей и актрис, которые высказывают мнение по самым разным вопросам — больше.


Женщины расхотели быть просто красивыми — слишком дорого это обходится.


Сексуализация не приветствуется в современном мире, потому что она — источник насилия. Человеку, который видит в женщине лишь «красивую картинку», трудно сопереживать ей, всерьез интересоваться ее мнением, понимать отказ. Отсюда все эти отговорки о том, что жертва изнасилования была «неподобающе одета», «флиртовала», и вообще она — вебкамщица.

Женщина, публично показывающая свою грудь, может не желать ее демонстрировать именно вам — и это вполне логично, но только в мире, где с мнением женщины считаются! В реальности, где женщин принято сексуализировать, их желания не имеют значения.

Этот фильм неплохо бы увидеть родителям, потому что дети легко впитывают общественные представления и потом воспроизводят их. Маленькая девочка, которой я была в 90-е, не могла сексуализировать Памелу самостоятельно, но улавливала всеобщие представления о том, что эта красивая блондинка — существо недалекое. Что творилось в головах мальчиков, боюсь себе представить.

Дети выросли, а представления остались. Люди до сих пор считают, что наряд девушки, место, где она проводит время, или полуобнаженные фото в соцсетях что-то означают. Привлекательность воспринимают как приглашение. Отказ в близости им кажется либо кокетством, либо оскорблением. А красота и ум в воображении многих (и женщин, в том числе!) не способны гармонично сочетаться в одном человеке. К этим не самым здоровым установкам примешивается миф о том, что мужчины любят глазами, из-за чего многие девочки плачут ночами в подушку.

Интересное по теме

Когда тяга к справедливости становится разрушительной: поговорим о виктимблейминге

Сама Памела Андерсон столкнулась с сексуализированным насилием в раннем детстве — и это обернулось для нее большой травмой. Она ненавидела себя, стала ужасно застенчивой и нелюдимой. Ей казалось, что произошедшее наложило на нее невидимый отпечаток, из-за которого все вокруг знают о том, что произошло, и втайне осуждают ее.

Она была красивой девочкой в мире, где красивые девочки не имеют права говорить «нет». В мире, где ответственность с легкостью перекладывают на жертву изнасилования. И гораздо позже, когда она судилась со СМИ, она снова обнаружила, что даже очень богатые красивые девочки не имеют права говорить «нет». А ответственность по-прежнему перекладывают.

Кажется, что мир, в котором предстоит расти нашим детям, не должен быть таким. Мы не делимся на «защитников отечества» и «украшение коллектива» по половому признаку. Пора учиться видеть не только внешность, но и личность. Можно потренироваться на Памеле Андерсон — ее личность определенно стоит того, чтобы ее увидели.