Как первая менструация становилась моментом поддержки, а не стыда.
Менархе — первая менструация в жизни девочки, обозначающая начало менструального цикла. С медицинской точки зрения она свидетельствует о запуске репродуктивной системы и наступлении половой зрелости. Обычно менархе происходит в 9-15 лет, но может и смещаться в зависимости от генетики, питания, среды и общего состояния здоровья.
Во многих культурах мира менархе рассматривалась не только как физиологическое событие — это был переходный момент, меняющий социальный статус девочки, ее место в сообществе и отношение к собственному телу. Первая кровь становилась знаком вступления в новый жизненный этап, требующий поддержки, объяснений и смысла.
Во многих культурах первая менструация сопровождалась ритуалами перехода, ведь это момент, когда человек уже не там, где был, но еще и не там, куда идет. Подобные периоды почти всегда сопровождались особыми практиками: временной изоляцией, обучением, символическими действиями и возвращением в сообщество уже в новом качестве. Цель этих ритуалов была не в ограничении или запугивании, а в том, чтобы встроить взросление в понятную систему смыслов и поддержать девочку в момент, когда тело меняется быстрее, чем сознание.
У навахо первая менструация отмечалась церемонией Kinaaldá, которая начиналась после появления признаков менархе. Главную роль в ритуале играли женщины рода — тети, бабушки, старшие сестры.
Церемония длилась четыре дня. Уже в первое утро после начала месячных девочка омывалась и надевала свою лучшую одежду, затем ложилась лицом вниз на одеяло за пределами хогана (традиционного жилища навахо), головой в сторону входа. Женщины рода символически «формировали» ее тело: выпрямляли руки и ноги, разглаживали суставы, мягко надавливали на мышцы, придавая телу гармоничную форму. Волосы укладывали в особый узел и перевязывали ремешками из оленьей кожи.
В течение четырех дней девочке разрешали есть только пищу из кукурузы — кашу и хлеб без соли. С первого до третьего дня женщины хогана мололи кукурузу для большого пирога, который мать девушки выпекала в земляной печи.
Вечером третьего дня начиналась торжественная часть церемонии, собирались родственники и соседи, заводились песнопения, которые длились почти до рассвета, когда мать приносила чашу с пеной из корня юкки и омывала волосы девочки, а затем сушила их кукурузной мукой. В завершение пирог разрезали и делили между всеми собравшимися. На этом церемония завершалась: все расходились, а девочка могла распустить волосы и есть любую пищу.
Сегодня Kinaaldá продолжает практиковаться в общинах навахо и на территориях резерваций. Этот ритуал по-прежнему считается ключевым обрядом перехода, помогающим девочке принять новую телесную и социальную форму и укрепляющим связь между разными поколениями женщин сообщества.
В Южной Индии первая менструация сопровождается традиционным индуистским обрядом перехода Ritu Kala Samskara. Церемония длится от трех до 16 дней и начинается с периода уединения девочки в доме. Это время отдыха, восстановления и внутреннего сосредоточения.
В этот период девушка соблюдает специальную вегетарианскую диету, включающую простые питательные блюда, такие как кичари (смесь тушеного риса с машем и обжаренными в масле специями) или сладкий путту (цилиндр из пропаренного клейкого риса, обвалянный в тертом кокосе). Проводятся ритуальные омовения, в том числе купания в воде с куркумой, используются травяные масла для укрепления здоровья. Общение ограничивается кругом близких женщин семьи — сестер, тетей, бабушек, что подчеркивает сакральный характер переходного состояния.
В завершающий день девочку облачают в новую одежду ланга вони — от детской к «полувзрослой» (half-sari). Старшие женщины благословляют ее, совершаются подношения богам, чаще всего Ганеше, вручаются подарки и даются наставления, касающиеся образования и будущего жизненного пути.
В современной практике, особенно среди городских семей и в диаспоре, Ritu Kala Samskara часто проводится в сжатом формате и может включать элементы просвещения о менструальном здоровье. При этом ритуал сохраняет свою ключевую функцию — уважительное и публичное признание перехода девочки на новый жизненный этап.
У народа ндебеле в Южной Африке первая менструация становится началом инициации ukuthombisa. Ритуал начинается после появления у девочки первых месячных, утром накануне полнолуния.
Все девушки деревни, готовые к инициации, собираются в одном месте. Их раздевают догола и символически «возвращают к природе», сбривая все волосы на теле.
Каждую посвящаемую сопровождают наставницы — старшие девушки и женщины, уже прошедшие инициацию. Весь день они поют и танцуют под звуки барабаноподобного инструмента. Вечером девушки собираются у костра, укутанные в выданные им инициационные одеяла, тогда как наставницы остаются обнаженными.
В течение ночи исполняются песни, за которыми следует ритуализированный поток брани и проклятий, направленных на мужчин, представления о мужественности, мужские половые органы, а также на женщин, не прошедших инициацию. Этот этап длится до рассвета. Рано утром посвящаемые вместе с наставницами отправляются к реке, где проходит ритуальное омовение, после чего они возвращаются в свои дома.
Каждая посвящаемая уходит в уединение, в специально построенную для нее комнату в собственном доме. В прошлом период уединения длился три месяца, однако сегодня из-за требований образования и занятости он сокращен до одного месяца. В это время посвящаемая получает наставления от своих проводниц. Ее навещают «бабушки хозяйства», которые обучают ее преданиям и обычаям, а также обязанностям и ответственности. Основной задачей инициации считается обучение практикам ведения домашнего хозяйства.
В завершение девушке вручают жесткий фартук, расшитый бисером (isiphephetu), как знак ее перехода в статус женщины. В домах всех девушек, прошедших инициацию, поочередно подаются угощения для гостей.
Этот период воспринимается как время радости. У ндебеле ритуал женской инициации продолжает практиковаться по сей день.
В традиционной русской культуре первые месячные (регулы) воспринимались как ключевой биологический и социальный рубеж. С этого момента девочка вступала в особый возрастной этап между детством и брачной зрелостью — девичество.
Узнав о начале регул, мама девушки обучала ее новым правилам поведения, связанным с телом, одеждой, молитвами и повседневной жизнью. «Ведь ты уже волосами обросла», — например, говорила мать, не пуская дочь на улицу в одной рубахе.
Девушка получала право носить элементы взрослой одежды — нижние юбки, поневу, фартук поверх рубахи. Менялся и ее социальный статус: теперь она могла участвовать в посиделках, хороводах, молодежных собраниях. Девушка имела преимущества перед младшими сестрами, еще не вошедшими в возраст половой зрелости.
В отдельных регионах существовали коллективные обрядовые форматы, сопровождавшие появление первых регул: женские собрания, омовения в бане, хороводы, символические игры, обряды переодевания.
У манси — коренного финно-угорского народа Западной Сибири — появление первых месячных означало сакральный и пространственный переход. С началом менархе девушка на время покидала жилой дом и переходила в отдельное женское пространство — мāнь кол («маленький домик»), использовавшийся также для родов.
Изоляция объяснялась представлениями о том, что в периоды месячных женщина особенно уязвима перед воздействием сверхъестественных сил, а также сама может быть источником опасности. В мāнь кол действовали строгие запреты: пищевые табу, особая одежда, правила обращения с волосами и телом. Девушка возвращалась домой после того, как у нее заканчивалась первая менструация.
Находясь в «маленьком домике», девушки получали новые знания. Старшие женщины рассказывали сказки, женские версии мифов, обучали песням, танцам и нормам поведения. Женская сфера у манси имела собственную сакральность, и именно здесь происходило посвящение в взрослую жизнь.
В западных обществах сегодня появляются новые формы сопровождения первой менструации: mother–daughter workshops (материнско-дочерние воркшопы), женские круги, проекты вроде First Moon Circle, даже есть агентства, предлагающие устроить вечеринку в честь этого события.
Современные форматы не воспроизводят традиционные ритуалы, но отвечают на тот же запрос — дать девочке ощущение значимости происходящего, поддержку и язык, на котором она сможет говорить об изменениях в ее теле.
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с необходимостью по-новому говорить о взрослении девочек — без жестких запретов и стигмы, с опорой на знание, уважение к телу и внимательное присутствие рядом. Современные форматы встречи первых месячных — хорошо забытое старое, мягкое возвращение к тому, что веками практиковалось в разных культурах, — признание перехода, его осмысление и сопровождение.
Сегодня мамы могут выбирать и собственные комфортные форматы отметить момент наступления месячных у их дочери — через разговор, ритуал, символический жест или просто внимательное присутствие рядом. Во все времена и в любой культуре важно, чтобы в этот момент девочка чувствовала рядом поддержку, бережное внимание и уважение.