Родителям бывает сложно строить отношения с детьми-подростками — во многом это происходит из-за того, что родители не очень понимают, как это делать, и не очень понимают самих подростков.
Кортни Конли написала для журнала Your Teen заметку о времени, когда она работала школьным психологом. В ней она рассказала о том, что она поняла о подростках.
Я никогда не забуду случай, который произошел со мной во время работы школьным психологом. Учитель обвинил меня в том, что я «нянчусь» с ученицей, которая должна была быть на уроке. Она пропустила часть урока математики, потому что рыдала в моем кабинете из-за того, что ее парень расстался с ней во время обеда.
Вероятно, у меня был не самый лучший день, потому что я ответила учителю резче, чем обычно: «Если под „нянчиться“ вы подразумеваете, что я сочувствую и поддерживаю расстроенного ребенка, то да, я с ней нянчусь». Я не могла поверить, что учитель не проявил большего сострадания и понимания того, каким душераздирающим может быть первое подростковое расставание.
Я сбилась со счету, пытаясь вспомнить, сколько подростков обращались ко мне с жалобами на то, что взрослые люди в их жизни — родители, учителя, тренеры — просто их не понимают. Однако до того момента, как меня обвинили в том, что я «нянчусь» со школьницей, с которой расстался бойфренд, я не понимала, что они чувствуют.
Интересное по теме
«Не говорите, что это дурь и она пройдет»: как вести себя, если ребенок рассказал о своей гомосексуальности
Очень легко застрять во взрослых переживаниях и упустить из виду то, что важно для подростков. На первый взгляд, когда мы сравниваем взрослые и подростковые проблемы, вторые могут показаться менее значительными. Но это сравнение не будет справедливым, если мы не будем учитывать уровень развития молодых людей.
Согласно теории психосоциального развития Эриксона, подростки находятся на пятой стадии развития и пытаются выяснить, кто они такие. Для сравнения: взрослые люди находятся на седьмой стадии, и они больше озабочены поиском собственной цели и способами сделать свой вклад в жизнь общества через работу и семью.
На каждой стадии мы встречаемся с отдельным набором сложностей и задач. Так что нам следует приложить максимум усилий к тому, чтобы проявлять сочувствие к подростковым проблемам, не преуменьшая их. Они просто еще не доросли до нашего уровня.
Нам необходимо снять с себя костюмы взрослых людей и посмотреть на подростковые проблемы другими глазами. Конечно, это проще сказать, чем сделать, особенно в разгаре спора. Вам потребуется терпение, готовность слушать и желание взглянуть на вещи их глазами. И много практики.
Интересное по теме
«Человек на самом деле не хотел умирать. Он просто не хотел продолжать жить так, как раньше»
Я попробовала изменить свой подход, сравнив распространенные подростковые проблемы с проблемами взрослых.
И подростковые, и взрослые проблемы одинаково тяжелые, важно просто взглянуть на них под нужным углом.
Подросткам сложно понять наши проблемы, потому что они еще не были взрослыми и не представляют, каково это. И здесь у нас есть преимущество. Мы-то были подростками, так что с небольшой долей терпения и понимания мы можем вспомнить свой опыт и оценить проблемы подростков, исходя из него.
Если мы будем помнить о том, на какой стадии развития находятся подростки, мы научимся не преуменьшать их чувства. И мы сможем улучшить отношения с ними, если будем относиться к ним уважительно и будем принимать их проблемы всерьез.
Оригинал этого текста был опубликован на Chips Journal 19 ноября 2020 года.
Еще почитать по теме
Российские подростки стали чаще пытаться покончить с собой — детская омбудсвумен