В позитивном родительстве есть установки и приемы, которые призваны обращать внимание родителей на действия ребенка и его запросы — часто невербальные — на ту или иную поддержку. Мы нашли несколько приемов, которые помогут вам в воспитании тоддлера — мини-человека с завышенными требованиями к реальности.
Когда дети придумывают свои неологизмы для описания окружающего мира, это очень мило, но важно не фиксировать эти слова как норму. Запишите их для себя на память, но регулярно напоминайте ребенку о том, как на самом деле называется «бибика» — это будет способствовать адекватному освоению языка и развитию речевых навыков.
Малышу пока может быть не так интересно слушать вас или следить за сюжетом сказки, но беря книгу в руки, вы нормализуете чтение и помогаете ребенку привыкнуть к тому, что оно будет нормальной частью его жизни.
Начните с коротких стишков и сказок, дополните библиотеку виммельбухами (это отличное подспорье для родителей, которым лень активно играть) и новой классикой вроде «Груффало» и «Ламы Красной пижамы». Кстати, для того, чтобы быть в курсе детских литературных новинок, подпишитесь на наш канал «Что почитать с детьми».
Кажется, что тоддлер ничего не может выбрать (разве что целыми днями есть макароны и орать «неть!»), но на самом деле это не так. Да, делать полноценные жизненные выборы он, конечно, пока не в состоянии, но понять, хочется ему красные штаны или зеленые колготки, играть в мяч или кубики, он может.
Попробуйте предавать такой бинарный выбор, и вы заметите, что принимать решения ребенку станет проще. Плюс ко всему он получит некоторый контроль, что поможет ему увереннее чувствовать себя в окружении своих взрослых.
Потому что взрослому на самом деле нечего делить с малышом. Берегите нервы и не ссорьтесь по мелочам — ну хочется ему надеть сегодня разные носки, какая с этим проблема? Пусть наденет, будет только лучше — он будет знать, что вы поддерживаете, принимаете и понимаете его.
Блюдите границы — свои и ребенка. Сейчас, в этом бушующем возрасте, малышу очень важно, чтобы рядом с ним были устойчивые взрослые, которые не разрушаются от его истерик и не идут у них на поводу.
Не давайте ребенку слишком много свободы — он не сможет с ней справиться, а вам придется разгребать последствия. Ребенок должен быть в безопасности под вашим руководством. Давайте только те выборы, которые ребенок в состоянии вынести!
Главное правило, которое ограничивает исследовательский интерес ребенка, звучит так: все должно быть безопасно. Но в пределах разумного он может быть абсолютно свободен — покажите ему самые простые способы менять реальность и взаимодействовать с ней (окрашивайте воду, замораживайте ее, угадывайте фрукты по запаху, сортируйте фигурки по цветам и размером и так далее), рассматривайте энциклопедии (начните с книг серии «Найди и покажи» — это будет хороший шаг в сторону к более серьезному нон-фикшену) и мастерите всякие простые поделки. Кстати, у наших коллег из Сhips Journal есть тег «мастер-класс», по которому вы найдете множество вдохновляющих идей.
Покажите, как можно использовать игрушки и как устроена ролевая игра — с ее помощью ребенок сможет выражать эмоции, развивать воображение, познавать устройство мира и проживать какие-то важные для него ситуации.
Ничего не попишешь, играть все-таки придется! О том, как устроена детская игра и почему она столь важна для развития, читайте в интервью профессиональной игруньи Натальи Беляевой и разборе роли игры в жизни ребенка.
Не в том смысле, что начните разрешать своему ребенку все подряд, просто переформатируйте запреты и подойдите к ним менее формально. Действуйте в зависимости от ситуации: где-то будет уместно отвлечь внимание ребенка от того, чего делать нельзя, а где-то — проговорить причины запрета.
Постоянные «нет» же довольно быстро перестают работать и дают обратный эффект — ребенок быстро фрустрируется и заводится с полоборота. Оно вам надо?
Объятия способны творить чудеса! Они помогают, когда ребенок расстроен, устал или чем-то недоволен. Распахните перед ним объятия и станьте «домиком», в который он сможет спрятаться. Мы уже много раз об этом говорили, но проговорим еще раз: нежность, открытость и готовность родителя прийти на помощь не вредят ребенку, не делают из него «нюню» или «размазню» — напротив, только придают уверенность в своих силах.