Как приучить ребенка к горшку? Важные моменты, которые стоит учесть в этом ответственном деле

Три тысячи — примерно столько подгузников в среднем понадобится малышу в течение первого года жизни (можно заранее подсчитать бюджет). Но когда на смену им наконец придут трусики и горшок, зависит прежде всего от родителей, поэтому они бесконечно ломают голову вопросами «когда», «как», «в каком возрасте носить подгузник это уже ненормально».

Вместе с издательством «Альпина.Дети», где недавно вышла книга для детей «Конни пора на горшок» мы попробовали разобраться и ответить на самые важные родительские вопросы.

Когда пора приучать к горшку?

Есть семьи, в которых детей приучают к подгузникам буквально с первых недель жизни, когда младенца периодически держат над горшком. Других родителей начинает заботить процесс, когда детям исполняется полтора года — в этом возрасте малыш уже может сообщить о своих потребностях. А третьи берутся за дело ближе к трем годам, когда развитые навыки коммуникации ускоряют процесс. Выбор, как правило, зависит от культуры и обычаев, принятых в том месте, где вы живете.

В любом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Но на самом деле не так уж и важно, когда вы приступите к приучению к горшку — раньше или позже. Даже если у всех ваших знакомых дети в полтора года сами просились на горшок, а ваш малыш не торопится это делать, не переживайте. Все дети развиваются и овладевают навыками в своем темпе, неважно, идет ли речь о приучении к туалету, чтении или завязывании шнурков.

Вместе с тем в процессе приучения к горшку есть важные моменты, которые будут актуальны вне зависимости от того, когда вы приступите. Эти моменты и рассмотрим ниже.

Как правильно приучать к горшку?

  • Предлагайте горшок регулярно. Не делайте это от случая к случаю или только тогда, когда у вас есть настроение. Поэтому каждый раз напоминайте ребенку про новый атрибут и предлагайте присаживаться на горшок до и после сна, до и после прогулки, до и после еды и т.д.
  • Убедитесь, что сам горшок ребенку нравится: сидение на нем не доставляет дискомфорта, не давит, не царапает, не натирает, а сам «агрегат» достаточно теплый (как правило, дети отказываются сидеть на холодном горшке). Чтобы избежать детского отказа из-за слишком холодного горшка, подержите его несколько минут теплыми руками, поставьте рядом с батареей или обдайте теплой водой (не забудьте вытереть).
  • Не высаживайте на горшок, когда ребенок находится в плохом настроении, если он чем-то расстроен, а вы предлагаете «сделать свои дела», в голове может отложиться связь: «мне неприятно» = «горшок». Первые попытки лучше начинать, когда ребенок в приподнятом расположении духа.
  • Приводите в пример старших детей и взрослых. Все дети хотят почувствовать себя большими. Отказ от подгузников — отличный способ почувствовать себя взрослым.
  • Не торопитесь с ночным туалетом. Сначала нужно добиться стойкого успеха днем. Ночью ребенку гораздо сложнее регулировать свои позывы. Многие дети, которые уже привыкли пользоваться горшком, еще некоторое время продолжают спать в подгузниках до 4 лет и старше.
  • Не манипулируйте обещаниями вкусностей и подарков, если ребенок «сделает дело». Не злитесь, если малыш совершает промахи. Просто раз за разом предлагайте горшок. Со временем вы начнете предугадывать моменты, когда ребенок напрягается, или начинает кряхтеть, или не может найти себе место. Несколько таких удачным разов и ребенок сам привыкнет видеть взаимосвязь между горшком и этими ощущениями.
  • Покажите разницу между трусиками и подгузниками. Например, в книге «Конни пора на горшок» мама показала героине Конни, в чем разница между подгузником и трусиками наглядно — она берет кувшин и выливает немного воды сначала на одно, потом на другое. Подгузник впитал всю влагу, а трусики промокли и оказались в луже. Ребенок сразу понимает — к трусикам нужен особый подход.
  • Напоминайте ребенку, что никуда не нужно торопиться. Если малыш захочет вскочить с горшка раньше времени, скажите: «Уже получилось?» (а не «Нет-нет, еще не получилось. Садись обратно»).
  • Будьте спокойны. Когда ребенок говорит: «Мне нужно на горшок», отвечайте: «Хорошо, садись». Если же начать суетиться и давать указания, он быстро передумает. И конечно, хвалите каждый раз, когда ребенок успевает.
  • Придумывайте ассоциации. Например, когда ребенок начинает писать или какать, можно сопровождать процесс соответствующими звуками. Ребенок привыкнет сопровождать естественные отправления этими звуками. Впоследствии привычные сигналы сообщат ребенку, что пора сходить в туалет, и позволят ему самому сообщить о своих потребностях.
  • Если горшок совсем не вызывает интереса у ребенка, попробуйте зайти через любимых книжных или мультяшных персонажей, которые демонстрируют этот навык.

О чем важно помнить в процессе?

Помните: успех неизбежен, нужно только набраться немного терпения. По статистике, только 20 процентов детей полностью контролируют свои отправления к двухлетнему возрасту, когда многие родители приступают к обучению. Поэтому снова и снова предлагайте ребенку горшок, и однажды вы обязательно увидите, как ребенок бежит сам бежит к горшку с криком: «Мама, хочу писать!».