Почему детям нравятся стремные игрушки и коробки от подарков вместо самих подарков? Кажется, ученые все поняли

Почему ребенку нравится ужасный крокодил, подаренный соседями, но он может даже ни разу не прикоснуться к милейшему плюшевому мишке, которого вы выбирали для него неделю?

Ученые считают, что мозг детей в этом смысле не сильно отличается от мозга взрослых: тот объект, который ребенок случайно выбрал один раз, может навсегда стать его основным предпочтением, ибо то, что мы выбрали, начинает нам нравится, а то, что мы не выбрали, становится в наших глазах еще менее привлекательным. Во всяком случае, такие выводы исследователей были представлены недавно в журнале Psychological Science.

«Решение о том, какой объект мы выбрали, меняет наши чувства по отношению к нему. Даже у маленьких детей, которые только начинают принимать решения о том, что им нравится, заметна подобная предвзятость», — говорит один из авторов исследования, Алекс Сильвер, специализирующийся на когнитивной психологии.

Казалось бы, должно быть наоборот: детям что-то нравится, и поэтому они это выбирают. Ан нет. «Если я что-то выбрал, то мне это должно нравиться. Я не выбрал что-то другое, значит, то другое мне не нравится. Мы оправдываем наш выбор уже после принятого решения», — объясняет соавтор исследования, Лиза Фейгенсон, специалист по когнитивной психологии и детскому развитию Университета Джонса Хопкинса.

Особенно часто с этим феноменом сталкиваются взрослые: ведь каждый день нам каким-то образом нужно определиться с фаворитом в магазине, из двадцати одинаковых зубных паст положить в корзину одну единственную и каким-то образом уверить себя в правильности этого выбора. Сильвер и Фейгенсон пытались понять, в каком возрасте мы начинаем оправдывать свой выбор уже после принятия простого импульсивного решения.

Для исследования они пригласили в лабораторию семьи с малышами в возрасте от десяти до двадцати месяцев и предложили детям на выбор идентичные детальки от конструктора двух разных ярких цветов. Каждую из этих деталей они положили на некотором расстоянии от ребенка, чтобы тому пришлось доползти или дойти до той детали, которая ему больше понравилась. Когда малыш сделал свой выбор, ученые забирали у него эту деталь, уносили ее и заходили в лабораторию с новой. Теперь перед малышом вставал выбор: или взять ту деталь, за которой он не пополз в первый раз, или же ту, которую ему только что принесли. Все малыши предпочли в итоге играть с новой деталью. Ученые объясняют результаты этого эксперимента тем, что невыбранный объект совсем теряет ценность в глазах ребенка.

«Они действительно делают выбор, не основываясь на новизне объектов или на каких-то других преференциях. Я думаю, это удивительно. Мы не ожидали, что малыши уже способны на принятие таких методических решений», — комментирует результаты эксперимента Фейгенсон.

Ученые продолжат исследовать мыслительные процессы детей, которым приходится выбирать между разными объектами. На следующем этапе лаборатория хочет провести эксперименты, чтобы понять, что происходит с ребенком, если перед ним открылось слишком много возможностей для выбора. Эта проблема иногда может довести до белого каления и взрослых, и интересно понять, как на нее реагируют маленькие дети.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!