Мой ребенок — жертва? Признаки и способы борьбы со школьным буллингом

Подробная инструкция: как распознать, что ваш ребенок подвергся травле, и что делать дальше.

Коллаж с фото: fasphotographic | Shutterstock | Fotodom

«Мой ребенок жил в аду, а я этого не понимала…» — часто признаются родители детей, ставших жертвами школьного буллинга. Что может скрываться за привычным «Не хочу в школу»? Как понять, что вашего ребенка травят, и как защитить его от нападок агрессора?

Елена Харитонцева

Преподаватель Московского института психологии, клинический детский и подростковый психолог. Применяет методы арт-терапии, КПТ, символдрамы, песочной терапии, мультимодального подхода. Автор статей по детской и социальной психологии.

Школьный буллинг: масштаб проблемы

Дословно буллинг переводится как запугивание, агрессивное преследование и издевательство над человеком или группой людей. В русскоязычной литературе применяется термин травля.

Среди видов буллинга выделяют:

  • Физический буллинг — удары, подножки, шлепки.
  • Психологический (эмоциональный) буллинг — унизительные жесты, оскорбительная мимика, игнорирование, угрозы, манипуляции, шантаж.
  • Экономический буллинг — повреждение одежды, вымогательство денег, кражи.
  • Кибербуллинг — унижение человека с помощью интернета, через соцсети или школьные чаты.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ осенью 2024 года, более трети россиян знакомы с этим явлением не понаслышке: каждый четвертый (25%) сталкивался с травлей в школе. Каждый десятый считает, что буллинг — это естественное явление, и взрослым не стоит вмешиваться в выяснение отношений между детьми.

Проблема в том, что буллинг — это не обычный конфликт, в котором дети выяснили отношения и помирились. В межличностном общении конфликты — естественное явление.

Интересное по теме

3 страшных истории о буллинге, пережитом в детстве

Существует 5 основных отличий обычного школьного конфликта от травли:

  1. Неравные силы. В конфликте стороны равны, в травле — нет.
  2. Спонтанность vs. планомерность. Конфликт чаще всего возникает спонтанно и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Буллинг же происходит спланированно и расчетливо.
  3. Ответственность. В конфликте обе стороны несут ответственность за происходящее, а в случае травли жертва не виновата в случившемся.
  4. Длительность. Конфликт длится недолго, стороны относительно легко можно усадить за стол переговоров. Травля — это повторяющееся действие, ее основная цель — эмоциональное или физическое насилие. Буллинг может продолжаться месяцами.
  5. Решаемость. Конфликт можно разрешить, а травлю — только прекратить.

Младший школьный возраст и начало подросткового периода (9–12 лет) — самые опасные для развития буллинга. Норвежский психолог Дан Ольвеус провел исследование и выяснил, что буллинг наиболее распространен в начальной школе.

В старших классах буллинг встречается реже благодаря созреванию мозговых структур, развитию у подростков способности к саморегуляции и смене интересов.

Важнейшую роль в процессе возникновения и регуляции буллинга играет учитель. К сожалению, педагог сам может быть буллером или поддерживать травлю конкретного ребенка. При авторитарном стиле преподавания неуспешные дети могут становиться изгоями в классе.

Интересное по теме

Что делать, если ребенок столкнулся с буллингом в школе

У каждого участника травли своя роль

Агрессор — инициатор травли. Его цель — доминировать и показать свое превосходство за счет унижения другого. Часто такие дети сами испытывают проблемы с самооценкой или сталкиваются с трудностями в семье. Буллинг для них становится способом компенсировать внутренние конфликты. Очень часто это дети, имеющие опыт насилия в собственной семье.

Преследователи — основная масса детей. Они не начинают травлю, но активно поддерживают агрессора. Мотивы могут быть разными: от желания найти себе круг общения до сильного страха оказаться на месте жертвы и стать отвергнутым группой. Чаще всего это непопулярные дети в классе, которые таким способом пытаются занять свое место в коллективе.

Наблюдатели — многочисленная группа. Это могут быть как дети, осуждающие буллинг, так и те, кто его одобряет, но при этом не принимает активного участия. Нередко в числе наблюдателей оказываются учителя. В таких случаях буллер чувствует свою безнаказанность и становится более изощренным в выборе методов травли.

Жертва — ребенок, подвергающийся травле. Жертвой может стать абсолютно любой ребенок! Он чувствует себя беззащитным, боится дать отпор и часто остается в одиночестве. К сожалению, о буллинге чаще всего узнают в последнюю очередь именно родители жертвы.

Интересное по теме

Буллинг с другой стороны: что делать, если ваш ребенок стал зачинщиком травли

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

Симптомы того, что ребенку плохо, его травят в классе, и необходимо срочно действовать:

  • Изменение отношения к школе. Школьник придумывает причины остаться дома: жалуется на плохое самочувствие, усталость или головную боль. Возможны систематические прогулы.
  • Замкнутость и изменения в поведении. Ребенок избегает разговоров о школе. Он выглядит подавленным или раздражительным (особенно после уроков). Возможны вспышки агрессии или слезы без видимой причины.
  • Ухудшение успеваемости. Потеря интереса к учебе, резкое снижение успеваемости по всем предметам.
  • Проблемы со сном. Частые ночные кошмары, бессонница или страх засыпать в темноте могут указывать на эмоциональное напряжение и стресс.
  • Физические признаки. Порванная одежда, сломанные вещи, синяки, происхождение которых школьник не может объяснить.
  • Изменение аппетита. Ребенок отказывается есть или, наоборот, проявляет повышенный интерес к еде, «заедает» стресс.
  • Потеря друзей и одиночество. Ребенок никогда не упоминает никого из класса, не приглашает одноклассников на день рождения, не хочет звать их к себе домой.
  • Изменения в самооценке. Ребенок говорит о себе негативно: «Я никому не нужен», «Я неудачник», «Все меня ненавидят». Так он пытается выразить свои внутренние переживания.
  • Признаки аутоагрессии. Нанесение себе физических повреждений (порезы, ожоги), пренебрежение собственным здоровьем, рискованное поведение.

Если вы заметили какие-либо необычные изменения в поведении ребенка, не игнорируйте их. Представьте, что он изо дня в день подвергается унижениям, живет в эмоциональном аду, и только вы можете его оттуда вытащить.

Как бороться с буллингом?

Не оставайтесь в стороне! Покажите ребенку, что выход есть. Не позволяйте ему думать, что травля — это норма, с которой он должен мириться и учиться жить.

Интересное по теме

«Самым сложным оказалось научиться доверять себе». Письмо читательницы НЭН о последствиях травли

Какие меры следует принять родителю, если его ребенок подвергается травле?

  1. Выслушайте школьника.Отложите все дела и слушайте внимательно, не перебивайте и не давайте нравоучений. Ваша цель — понять ситуацию и составить план действий.
  2. Избегайте резких эмоциональных реакций.Сильные эмоции могут напугать ребенка, он закроется и откажется рассказывать детали происходящего.
  3. Поддержите ребенка.Обвинение жертвы в ситуации насилия — распространенная ошибка. Не ищите проблему в ребенке, не советуйте ему «постоять за себя». Узнайте, какую помощь он ожидает от вас, и убедите его, что вы готовы его защищать. Дайте понять, что он не один.
  4. Согласуйте действия.Объясните ребенку, что готовы обратиться в школу, к директору или даже в полицию, перевести его в другой класс, другую образовательную организацию или на домашнее обучение. Однако действовать вы будете только с его согласия. Узнайте, какой вариант решения устроил бы самого ребенка.
  5. Действуйте немедленно при физической агрессии.В первую очередь заберите ребенка из травмирующей ситуации. Незамедлительно обратитесь в травмпункт для фиксации побоев, получите медицинское заключение и подайте заявление в полицию. Агрессоры должны понести ответственность.
  6. Обратитесь в школу.Поговорите с классным руководителем, директором. Не рекомендуется общаться с родителями обидчика напрямую — лучше делать это через посредника в лице учителя или администрации школы. Требуйте конкретных действий и дайте понять, что будете контролировать ситуацию, пока она не изменится.
  7. Если школа и родители агрессоров не реагируют, обращайтесь в вышестоящие органы.Вы имеете право на безопасную образовательную среду для своего ребенка.
  8. Придайте ваш случай огласке.Иногда публичность помогает привлечь внимание к проблеме и ускорить ее решение.
  9. Обеспечьте ребенку психологическую поддержку.Помогите ему избавиться от чувства вины и стыда. Если ребенку сложно справляться с ситуацией, обратитесь к психологу, который поможет выработать эффективные стратегии поведения и проработать травму.

Главное — показать ребенку, что он не один, что выход из сложной ситуации есть, и вы, взрослый, готовы помочь ему преодолеть эти трудности.