«Часто мы пытаемся сунуть детям книги из нашего детства, но это снова про нас, а не про наших детей»: размышление о литературе в жизни ребенка

Праправнучка Чуковского, продюсер Яндекс.Школы и автор блога о детском чтении happyfamilybooks Анастасия Чуковская делится своими идеями в области детского чтения.

Сакрализация чтения

«Он совсем не читает! Ей ничего не интересно! Что из них вырастет?» — вокруг детского чтения большой накал страстей. Я вспоминаю, что так было и в моем детстве — по телевизору показывали «Санта-Барбару». Удивительный мир богатых и красивых притягивал детей и взрослых к экрану на десятки сезонов.

Взрослые тогда тоже вздыхали про чтение, хотя я их с книгой в руке не видела, а у экрана — каждый вечер. Одна моя родственница в оправдание как-то сказала, что смотрит «Санта-Барбару» только из-за костюмов. Так я и поверила!

Наше беспокойство по поводу чтения можно понять. Мы приписываем чтению невероятное значение: если ребенок будет читать — у него будет прекрасный русский и врожденная грамотность, широкий кругозор, много знаний, он сможет концентрироваться, получать отличные оценки и многое другое.


Да, чтение полезная штука. Но если мы разложим его на элементы, то увидим, что многое дети «добирают» в других местах.


Знакомиться с разными сюжетами мировой культуры можно читая, а можно — слушая классные аудиокниги и радиоспектакли, смотря фильмы. Расширить кругозор можно самыми разными способами — смотря кино, путешествуя, общаясь с другими детьми.

Навык чтения, как ни странно, развивают и приложения («Читания»!), и игры, и мессенджеры. С пониманием текста уже сложнее, но и это детям приходится преодолеть — никуда не деться от больших текстов по учебе, придется в них разбираться (другой вопрос, точно ли это те тексты, в которых стоит разбираться). А грамотная русская речь зависит прежде всего от того, как общаются в семье, в окружении, что именно доносится из компьютера и т.д.

Деконструкция

Хорошо бы вообще подумать, а зачем нам, родителям, нужно, чтобы дети читали? Откуда эти установки? Кто нас оценивает по тому, читают или не читают наши дети? Почему мы хотим для наших детей именно этого? Можем ли мы доверять ребенку выбирать, что он будет читать, если захочет? Имеет ли он право этого не хотеть?


Возможно все эти вопросы помогут как-то сбить напряжение и посмотреть на чтение не через фильтр страха «что из них вырастет», а более расслабленно — как на что-то, где свобода, удовольствие совместного и самостоятельного чтения могли бы быть ключевыми.


Почему мы волнуемся как раз понятно: мы желаем детям самого лучшего и хотим им помочь. Иногда мы хотим, чтобы между нами было больше общего — культурный код, один бэкграунд. Но мир изменился, книжка давно уже не единственный способ занять и развлечь себя, но тем, кто вырос, проглатывая книжку за книжкой, сложно это принять. В общем, это большая тема про принятие нашей непохожести и о ней можно долго говорить.

Без правил

Не существует волшебных правил, следуя которым, наши дети будут гарантированно много читать. Но есть несколько принципов, которые помогают избежать навязывания книжек и возможно могут подвести детей к самостоятельному выбору — читать или нет, что читать и как.

Начать с себя

Здесь я перескажу то, что многие из нас уже и так знают из выступлений уважаемых детских психологов. Так что готовьтесь: шок контент!


Да, если мы сами сидим в айпадах, скроллим ленту, зависаем в компьютере в нерабочее время и в наши интересы не входит поваляться с книжкой — сложно представить, почему нашим детям это может быть нужно.


Прошедший год оставил свой след по полной — и в обычной родительской жизни бывает трудно поберечь себя, а со всем тем, что творится и подавно. Современные родители (я не исключение) часто загоняют себя изо дня в день и не дают себе право устроиться поудобнее и просто почитать. Так что вопросы чтения на самом деле касаются всего нашего образа жизни и ценностей, в соответствии с которыми мы эту жизнь строим.

Если книги в наш образ жизни не вписываются — мы не ходим в книжный время от времени, в библиотеку, не обсуждаем прочитанное с домочадцами, не делимся впечатлениям, — почему у детей должен возникнуть интерес к чтению? Если мы живем на износ и чтобы получить свои полчаса покоя, приходится детей «выключить» мультиками, приложениями в телефоне, то как в эту систему вписывается чтение?


Я, конечно, сразу нервничаю, когда вижу советы начать с себя. Моя первая реакция — о нет, я снова кругом виновата! Но я не виновата, я стараюсь.


И тут стоит поговорить с собой откровенно: что если чтение в этот период времени это не ваше? Что если это сейчас не нужно? Что если чтение вам было навязано в детстве, а сейчас вы получаете большее удовольствие от других вещей? Или наоборот — если у вас давно не было возможности взять в руки книжку, может, пора на это выделить время, если вы скучаете по книгам? Чье разрешение вам нужно для этого? Как организовать это время?

Личное пространство

Мы знаем, что четкий распорядок дня важен, как важны для детей ритуалы, повторяющиеся изо дня в день. Когда я бывала завалена работой, движимая чувством вины, что дети растут как сорняки (это неправда), я входила в их комнату и объявляла: «У меня есть время почитать, несите книги!» — и удивлялась, заметив, что никто не собирается отрываться от лего.

Потом до меня дошло (да, я тормоз), что я говорила детям под руку и отвлекала их от собственных дел. А ведь я терпеть не могу, когда кто-то так поступает со мной — говорит мне под руку и заходит в комнату, где я работаю. Мои дети имели полное право не хотеть читать именно в этот момент. Я исходила из того, что это у меня появилось окно, а не из того, что они тоже этого хотят.

Устройство комнаты

Есть некоторые принципы оформления книжной зоны, которые могут помочь детям обратиться к книжкам — в ней, понятное дело, должно быть просто приятно и уютно, чтобы отдыхать, читать и играть. Когда книжки находятся на одном уровне с ребенком, он может их сам достать в любой удобный для него момент. Книг не должно быть слишком много, если что-то на вырост или уже много раз прочитано — стоит убирать повыше или отложить куда-то.

Можно взять пример с книжных магазинов и библиотек — там ротируют книги и хиты сезона выставляют куда-то отдельно. В нашем случае это коробка рядом с кроватью. Можно сделать отдельную полку-витрину. Все это помогает ласково «подсунуть» детям что-то новое. Устраивать ротацию книжек можно пару раз в месяц.

То, как устроена комната упирается в то, как устроена жизнь. Что дарят детям на праздники? Книг больше, чем игрушек или меньше? Можно ли попросить родственников дарить книжки (если есть такое желание)? В детской, переполненной большим количеством игрушек, сложно привлечь внимание к книгам. Ну и, понятно, Спарта, где игрушек вообще нет, тоже радикальное решение. Тут нет правил — надо понять, какой подход ближе именно вашей семье.

Что читать

Я предлагаю следовать за детьми и их интересами. Заинтересовали мумии и Древний Египет? Шикарно, у издательства «Пешком в истории» полно классных книг по теме. Вулканы вызывают желание узнать о них все? К счастью, про то, как они устроены тоже есть книжки. Захотелось комиксов? Держите комиксы. Всюду скачут единороги? Про них тоже полно всего выпускают.


Часто мы, родители, пытаемся сунуть детям книги из нашего детства, но это снова про нас, а не про наших детей.


А когда эти книги не заходят детям — в воздухе повисает разочарование и дети чувствуют, что они какие-то не такие. Читать что-либо в такой атмосфере настроения уже нет. Скорее всего, наши дети не будут читать то, что читали мы в детстве. По множеству причин — язык изменился, образ жизни изменился, чтение в таком количестве как в нашем детстве туда уже не вписывается, доступно гораздо больше классных детских книжек и т.д.

Даже про Майнкрафт есть книжки — и это окей. Если можно помочь ребенку начать самостоятельно читать через Майнкрафт — отлично!

Не надо разочаровываться в детях за то, что они другие

Когда мы громко сетуем «ох, он только в телефоне хочет сидеть», «ох, он ничего не читает», «а моей ничего не интересно» — в этот момент в нас говорит тревога: кем он вырастет? Что же будет? Этот ребенок совсем не читает! А за тревогой следует чувство вины: это потому что я плохая мать, я не справилась. Я делаю все, что могу, а все равно ничего не выходит. Я — жертва! Ну и дальше по кругу, думаю, токсичные мысли многим из нас знакомы. Проблема в том, что они толкают нас куда-то не туда.


Если подкупать ребенка, чтобы он читал — чтение будет ассоциироваться с повинностью, которую надо перетерпеть, чтобы получить награду (мультик, киндер сюрприз etc).


Если сетовать при ребенке, что он еще не читает, жаловаться на него собеседнику — так мы приятную безопасную среду для чтения не построим. У каждого свой ритм, свои интересы, чтение — это не конкурс. Я понимаю, что дошкольники уже чувствуют давление «подготовишки», но все это выглядит как безумие нашего времени, никак на самом деле не связанное с той эмоциональной средой, которую мы желаем нашим детям.

Давайте деконструировать наши стереотипы о чтении. Что будет, если дети не начнут глотать книжку за книжкой? Скорее всего, ничего ужасного. Иногда нужно попробовать ослабить хватку и дать человеку дышать. Прежде всего себе!