Феномен актера Юры Борисова в Голливуде, который случился благодаря фильму «Анора», в последние месяцы не обсуждает только ленивый.
За лучшую роль второго плана Юрию достались премии кинокритиков Торонто, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, а также номинации на престижные «Золотой глобус» и SAG Awards. В первом случае наш актер уступил Кирану Калкину, сыгравшему в фильме «Настоящая боль». Во втором — поборется 23 февраля с ним же, а также с Эдвардом Нортоном, Джереми Стронгом и Джонатаном Бейли. Кажется, до номинации на заветный «Оскар» недалеко: презентация списков номинантов была отложена из-за пожаров в Калифорнии, и их объявят 19 января.
По этому поводу вспоминаем тех представителей России, кому удача уже улыбнулась, и держим кулачки за Борисова.
Суммарно у СССР и России шесть «Оскаров». Все они — за лучшие картины в той или иной категории. Расскажем о каждой из них коротко.
Лента Леонида Варламова и Ильи Копалина рассказывает о жизни москвичей, которые в октябре 1941 года строили баррикады и оборонительные сооружения на улицах и подступах к своему городу. Также показаны бои за населённые пункты Московской области и их последствия, а ещё — возвращение жителей на освобожденные территории.
Этот проект считается одним из самых масштабных в истории мирового кинематографа. На его создание режиссёр и актёр Сергей Бондарчук потратил около шести лет, занимаясь им с 1961 по 1967 год. Одна из лучших киноадаптаций романа Льва Толстого стала известна не только благодаря близости к оригинальному произведению, но и благодаря скрупулезному отношению к деталям.
Создатели исторического эпоса получили доступ к музейным фондам и использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Министерство обороны СССР предоставило кинематографистам лошадей и целые воинские подразделения.
Этот «Оскар» СССР принёс японский режиссёр Акира Куросава, который незадолго до этого расторг контракт с Голливудом. Ирония судьбы!
Изначально Куросава хотел поработать над «Тарасом Бульбой» Николая Гоголя или «Записками из Мёртвого дома» Фёдора Достоевского, но в итоге взялся за перенос на экран повести Владимира Арсеньева о путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником по имени Дерсу Узала.
От истории про трех девушек, приехавших в Москву за любовью и успехом, никто ничего особенного не ждал. Сам режиссёр Владимир Меньшов не слишком хотел экранизировать мелодраматический сценарий.
Ведущие актрисы отказывались от участия в фильме. Например, роль Катерины отвергли Маргарита Терехова, Ирина Купченко и Анастасия Вертинская, а роль Тоси — Галина Польских.
После выхода фильма критики назвали его упадническим по духу и встретили прохладно. Поэтому огромный кассовый успех ленты и премия «Оскар» стали полной неожиданностью.
Всего в копилке Никиты Михалкова три номинации на «Оскар» — за ленты «Урга: Территория любви», «Утомленные солнцем» и «12».
Статуэтку ему принесла драма о трагедии комдива Котова, который противостоит системе в лице Дмитрия Арсентьева, бывшего возлюбленного его жены.
Фильм настолько полюбился зрителям и критикам, что британский драматург Питер Флэннери написал одноименную пьесу. По ней в 2009 году на сцене лондонского Королевского национального театра поставили спектакль с Кираном Хайндсом и Рори Кинниром в главных ролях.
Мультипликатор Александр Петров (не путайте его с другим известным тёзкой) претендовал на «Оскар» четырежды — с работами «Корова», «Русалка», «Старик и море» и «Моя любовь».
Победу ему принесла хемингуэевская история о дружбе деревенского мальчишки и старого рыбака.