Современные медийные технологии предлагают различные образовательные видео для детей самого младшего возраста. Родители, в свою очередь, верят, что младенцы и тоддлеры способны обучаться во время просмотра видеоматериалов так же, как и в процессе взаимодействия со взрослым. В связи с этим иногда родители дают детям различные девайсы уже с шести месяцев. В этой подборке вы узнаете, что известно про использование гаджетов детьми и какие советы дают специалисты на этот счет.
Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, родители должны стремиться не давать экраны детям младше 18-24 месяцев, однако этот совет не распространяется на участие детей этого возраста в видеозвонках. В случае же, когда избежать просмотра видео невозможно, взрослые должны находиться с ребенком и объяснять ему происходящее на экране.
Чтобы вовлечь малыша в общение с человеком с другой стороны экрана, попросите онлайн-собеседника спеть детскую песню, почитать для малыша книжку, показать ребенку игрушку или, например, вы все вместе можете устроить дегустацию его любимых перекусов — печенья, фруктов, сыра и так далее. Важно, чтобы то, что происходит на экране было воспроизведено взрослым, который находится рядом с ребенком. Тоже пойте, возьмите ту же книжку или игрушку: так ребенок сможет лучше понять и запомнить свой опыт общения по видеосвязи. Будьте «руками и сердцем» вашего онлайн-собеседника: если человек на экране наклоняется, чтобы как бы поцеловать малыша, или протягивает руки, чтобы его обнять, делайте то же самое. А если происходят какие-то технические заминки, объясняйте их ребенку.
Линн Мюррей, британская ученая и профессор по психологии развития, пишет в своей книге по психологии детей до двух лет о том, что телевидение и другие СМИ негативно влияют на лингвистическое и общее когнитивное развитие ребенка, и особенно — на способность концентрировать внимание. Прямое негативное воздействие от просмотра видеоматериалов создается за счет скорости подачи информации и громких звуков. По мнению Мюррей, даже те видео, которые называются детскими, на самом деле не учитывают особенностей детского восприятия. Другая причина — косвенная: просмотр телевизора или мультиков с планшета замещает другие более подвижные и социальные активности.
Видео, которые «вовлекают» в обучение с помощью обращений героев к ребенку, тоже работают плохо, если ребенку меньше двух лет
В результате недавнего исследования, в котором проверялось, насколько интерактивные видеоматериалы помогают детям до двух лет учить новые слова, было показано, что взаимодействие экранного героя с ребенком не способствует лучшему запоминанию слов, если рядом нет помогающего взрослого.
Несмотря на то, что в некоторых случаях дети все же могут понять и запомнить увиденное на экране, ученые говорят о так называемом дефиците передачи информации с помощью видеоконтента. Возраст ребенка серьезным образом влияет на возможность усвоения информации с экранов и ее последующее применение в реальных ситуациях. То есть чем младше ребенок, тем меньше он самостоятельно поймет после просмотра видео. Так, например, дети 12, 15 и 18 месяцев гораздо лучше имитировали многосоставные действия других людей, когда наблюдали их не на видео, а в реальности.
Хотя электронные медиа и являются «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда ребенка нужно быстро успокоить и заставить сидеть тихо, это далеко не лучший способ обработки переживаний малыша. Вместо этого (хотя бы иногда) обучайте детей распознавать свои эмоции, говорить о волнующих их проблемах, рассказывайте, как можно приходить в себя, например, с помощью дыхательных практик. Изучайте, как еще можно помочь детям справиться со сложными эмоциями.
По возможности находите время, которое вы сможете посвятить общению с ребенком без отвлечений на телевизор и другие электронные гаджеты. В исследовании, которое описано в буклете проекта Screen Sense, 40 из 55 участвовавших в нем родителей пользовались своими телефонами, когда обедали с детьми в кафе. В том же исследовании было замечено, что чем больше родитель «сидел» в телефоне, тем активнее ребенок пытался привлечь к себе его внимание. Родители же реагировали на это с раздражением, агрессией, кричали на детей, а один раз родитель даже ударил ребенка по ноге.
В другом исследовании, тоже описанном в буклете Screen Sense, мать просили объяснить двухлетнему ребенку два незнакомых ему слова. Когда мать объясняла одно из слов, на ее телефон начинали поступать звонки, и она отвечала, тем самым отвлекаясь от взаимодействия с малышом. Неудивительно, что в результате дети гораздо лучше запоминали слово, объяснение которого не было прервано телефонным звонком.
К некоторым детским книгам и видео прилагаются дополнительные материалы для родителей, чтобы они смогли лучшим образом преподнести новую информацию детям. Это могут быть истории, которыми можно связать контент, совместные игры с детьми по мотивам книги или реплики для знакомства главного героя истории с малышом. В одном исследовании было показано, что дети лучше понимают математические концепции, когда на экране присутствует уже знакомый им герой.
Использование различных технологий может стать важной социальной активностью для ребенка. Однако известно, что только 25 процентов родителей взаимодействуют с детьми, когда дают им свои планшеты. В то же время в исследованиях было показано, что совместное погружение в электронные медиа может повысить способность переноса новых знаний с экранов в жизнь ребенка даже в 15 месяцев. А в 24 и 30 месяцев дети были способны выучить новые слова, когда вместе со своими родителями общались по видеочатам.
P.S. Главный вывод из множества исследований, которые были посвящены просмотру видеоматериалов по телевизору, со смартфонов и планшетов детьми дошкольного возраста или совсем малышами, следующий: старайтесь не оставлять ребенка наедине с электронными медиа и гаджетами. Лучше всего, если вы будете рядом, будете помогать ребенку понять смысл происходящего на экране и по возможности будете обращать его внимание на предметы и события с экранов в вашем настоящем окружении.