Ученые оценили эффективность обучения малышей словам с помощью гаджетов

Многие родители включают детям так называемые обучающие видео, чтобы повысить скорость развития и усвоения новой информации. Однако оказалось, что даже интерактивные образовательные видео не могут заменить маленьким детям обучения через живое общение со взрослым.

В новом исследовании ученые хотели проверить, как добавление интерактивности в видео для детей младше трех лет может повысить результативность обучения новым словам. В результате было показано, что до определенного возраста видео, в которых герои взаимодействовали с ребенком, не способствовали лучшему запоминанию слов, если рядом не было помогающего взрослого. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Когда в 1968 году появилась детская программа «Улица Сезам», это стало настоящим прорывом в подготовке к школе детей из семей с низким доходом. Исследования подтверждали, что у детей, которые смотрели обучающую программу, словарный запас был больше, чем у тех, кто не был с ней знаком.

Современные медийные технологии предлагают различные образовательные видео, в том числе обучающие словам и названиям предметов, для детей младшего возраста. Родители, в свою очередь, верят, что младенцы и тоддлеры способны обучаться во время просмотра видеоряда так же, как и в процессе взаимодействия со взрослым, и дают детям использовать различные девайсы уже с шести месяцев. Однако в ряде исследований было доказано, что дети в возрасте до трех лет воспринимают информацию с экранов гораздо хуже, чем в реальных ситуациях, и после не могут применить в жизни то, что увидели на экране.

В живом общении присутствуют «коммуникативные» или «социальные сигналы», которые направляют взаимодействие между людьми и обычно воспроизводятся участниками общения непроизвольно. Это мимика, голос, взгляд, жесты и язык тела, которые помогают людям лучше понимать контекст передаваемой информации и степень ее важности.

Ученые предполагали, что обучению маленьких детей по видео мешает отсутствие таких ответных реакций героя с экрана, направленных на поведение ребенка. Для проверки своей гипотезы они провели эксперимент, в котором детям предлагалось выучить название нового для них предмета. В исследовании приняли участие 176 детей в возрасте от 24 до 36 месяцев.

Детей поделили на четыре группы и в разных условиях для каждой из групп предлагали новое слово. Обучение могло происходить с настоящим взрослым или через видео с человеком, и в каждом случае рассказчик мог активно взаимодействовать с ребенком или же игнорировать его реакции.

В результате было показано, что дети в 24 месяца были способны воспринимать информацию только от присутствующих рядом и внимательных к ним людей. Обучение детей постарше (30 месяцев) хоть и было менее зависимым от интерактивности настоящей или электронной версии учителя, все равно давало наилучший результат во время обучения с «настоящим» взрослым.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что попытка передать коммуникативные сигналы через видео не помогла детям лучше воспринять образовательную информацию так же, как в процессе живого взаимодействия со взрослыми людьми.