Как они живут и почему они такие странные.
В 2009 году мир узнал о Уиттакерах — семье из Одда, Западная Вирджиния. Документалист Марк Лайта, собирая материал для книги «Созданные равными», получил несколько сообщений о необычной семье, члены которой страдают множеством генетически обусловленных заболеваний. И виновата в этом не плохая экология, а инбридинг — близкородственное скрещивание.
Марк тут же загорелся идеей посетить Одд и узнать об Уиттакерах все. После он возвращался к ним еще дважды — в 2020 и 2023 годах. Давайте же и мы узнаем о Уиттакерах побольше.
Для начала разберемся, чем инцест отличается от инбридинга, поскольку в русскоязычных источниках Уиттакеров часто (и ошибочно) называют «инцест-семьей». Грубо говоря, инцест — это собственно половая связь между близкими родственниками (осуждаемая религией и законом), а инбридинг — скрещивание между родственными особями, приводящее к появлению потомства.
В семье Уиттакеров с точки зрения закона инцеста не произошло: браком сочетались двоюродные брат и сестра. До сих пор такие союзы разрешены во многих штатах без ограничений или с условиями, а в 30-е годы, когда в Западной Вирджинии слыхом не слыхивали ни про какую генетику, их было еще больше. И — спойлер! — ничего ужасного не происходило. Дети рождались, по большей части, совершенно обычные, а вот Уиттакеры регулярно появлялись на свет с аномалиями. Почему же?
В 1882 году в совершенно непримечательной семье Уиттакеров родились однояйцевые близнецы Генри и Джон. Мальчики выросли, женились, завели здоровых умственно и физически детей — все стандартно, в общем. Семьи были многодетные — у Джона было девять сыновей и дочек, а у Генри — шесть.
Из всей этой оравы кузенов и кузин нас интересуют двое: сын Генри по имени Джон Эмори Уиттакер и дочь Джона по имени Грейси Ирен Уиттакер. Джон был старше Грейси на семь лет. В 30-х между молодыми людьми вспыхнули чувства, и пара решила пожениться (напоминаем, браки между кузенами и кузинами в те времена считались вполне нормальным делом).
И если бы их отцы были обычными братьями, то нам и говорить-то сейчас было не о чем, но они являлись однояйцевыми близнецами.
У таких близнецов одинаковый геном. Их дети, с точки зрения генетики — это братья и сестры от разных матерей. А если однояйцевые близнецы женятся на однояйцевых близняшках, то их потомки генетически будут сиблингами безо всяких оговорок.
В общем, с точки зрения закона Джон Уиттакер-младший вполне легально женился на двоюродной сестре Грейси Ирен Уиттакер. А с точки зрения биологии он вступил в брак со своей родной (по отцу) сестрой.
Этот союз оказался весьма плодотворным — с 1937 года у пары родились 15 детей, у большинства из которых были пороки развития. Больше близкородственных связей в семье не случалось, но вот проблемы остались.
Детей Грейси и Джона звали: Эйлин, Эмори Ли, Барбра, Нэнни Лу, Конни, Фреди, Лорен, Мэри, Джон, Бетти, Дэнни, Ларри, Кеннет, Джуди и Майкл.
Эмори Ли умер во младенчестве, остальные продолжали жить в отчем доме. Те из них, кто был более или менее здоров, завели собственных детей. У Эйлин родилась дочь Фрэнки, у Лорен в результате изнасилования незнакомцем родился сын Тимми, Джон стал отцом пятерых детей, у Ларри родилась дочь Бетти, Кеннет не размножился, но был женат и опекал падчерицу. Джуди вышла замуж, сменила фамилию на Эккорд и стала матерью семь раз.
По информации Марка Лайты, только Тимми из них всех смог закончить школу, но местные утверждают, что это неправда. Жители Одда рассказывают, что многие Уиттакеры, которым повезло родиться не примечательными внешне и здоровыми психически, просто покинули родное гнездо и живут совершенно обычно. Они выучились, работают, ходят в церковь, имеют хобби и по их виду даже не скажешь, что они родственники ТЕХ САМЫХ Уиттакеров. Кто-то уехал, кто-то вышел замуж и сменил фамилию, кто-то сделал и то и другое. И это логично — потому что количество правнуков Грейси и Джона никто так и не смог подсчитать, а они сейчас, в большинстве своем, взрослые парни и девушки.
В ставшей знаменитой лачуге теперь живут лишь те, кто не смог приспособиться к обычной жизни. То есть, старшее поколение.
Заправляет делами семьи Бетти Энн Уиттакер: когда-то она поклялась своей матери, что не выйдет замуж и останется бездетной, чтобы всегда иметь возможность присматривать за сиблингами. Ее старшие братья и сестры не все покинули этот мир, но Бетти из них самая сообразительная.
Когда Марк Лайта прибыл в Одд в 2009 году, он нашел дом Уиттакеров в плачевном состоянии: всюду горы мусора, крыша течет и разваливается, нет бытовой техники, мебель явно принесли с помойки… В «родовом гнезде» остались лишь пожилые члены семьи с физической или ментальной инвалидностью. Им трудно содержать жилье в порядке, так как их не берут на работу, однако, они делают все, что могут: охотятся на оленей, собирают в лесу грибы и ягоды, выполняют хозяйственные поручения соседей.
Жители Одда «взяли шефство» над странной семьей — они отпугивают приезжих, которые стремятся поглазеть на Уиттакеров из любопытства (Марка Лайту встретили, например, дробовиком и ласковой просьбой убираться подобру-поздорову). Местные воспринимают своих необычных соседей спокойно и считают их хорошими, работящими людьми, которым просто не повезло. Крупно не повезло.
У старшего поколения наблюдаются различные внешние проблемы, самая незначительная из которых — косоглазие. У них ассиметричные черты лица и непропорциональные части тела, у некоторых есть птоз. Ментальных сложностей тоже хватает: Дэнни Рэй Уиттакер, например, способен общаться исключительно с помощью невнятных звуков, напоминающих лай (что удивительно, в семье его прекрасно понимают!).
При этом, если посмотреть на самое младшее поколение Уиттакеров, то вы увидите симпатичных, упитанных детей, ничем не отличающихся от сверстников. Но их семьи не перестают беспокоиться о том, что рано или поздно какие-то пороки «вылезут».
Уиттакеры крайне неохотно проходят обследования у врачей, поэтому список их возможных недугов может оказаться куда длиннее, чем кажется на первый взгляд. Вероятность проявления каких-либо наследственных болезней у последующих поколений отнюдь не нулевая. И все это из-за того, что Грейси и Джон Уиттакеры ничего не знали о генетике!
После знакомства с Уиттакерами Марк Лайта продолжил с ними общаться. Он был расстроен тем, что семья живет в таких стесненных условиях и пытался им помочь. Конечно средств и сил самого Лайты на это не хватало, поэтому в 2020 году он решил снимать документальные ролики о своих необычных знакомых и выкладывать их на YouTube.
Марк рассчитывал, что, увидев, в каких жутких условиях живут Уиттакеры, люди захотят им помочь. Документалист даже организовал сбор пожертвований, но на полноценный ремонт их не хватило. Однако, в 2023 году на эти средства удалось починить крышу, купить холодильник и приличную кровать.
Дружба с Марком Лайтой оказалась для Уиттакеров одновременно вредной и полезной. Вредной — потому что любопытных стало больше. Полезной — потому что благодаря документалисту их жизнь значительно улучшилась. Неудивительно, что одна из представительниц семьи, страдающая наркозависимостью, в 2024 году решила выжать из Лайты побольше денег. Она обратилась к Марку с просьбой оплатить похороны ее отца — Ларри Уиттакера. Добросердечный мужчина пожертвовал 1000 долларов из собственного кармана, потому что уважал Ларри и считал его своим другом. Каково же было его удивление, когда обнаружилось, что «покойник» жив, здоров, насколько это возможно, и понятия не имеет ни о каких похоронах. Дочь Ларри принесла извинения Лайте, и он даже выдал семье еще 700 долларов, необходимых для отправки женщины в рехаб. Но она так и осталась дома, а деньги потратили на бытовые нужды.
Эта история возмутила Марка до глубины души: он расстроился из-за того, что ему наврали и даже порывался разорвать с Уиттакерами все отношения. Но случилось очередное несчастье, которое смягчило сердце Лайты.
Помимо дома на земле у семьи был во владении дом на колесах (тоже купленный на пожертвования), в котором в летнее время проживала часть домочадцев. В декабре 2024 года они переместились в «родовое гнездо», чтобы подготовиться к Рождеству и не мерзнуть в плохо утепленном фургончике. И пока они все вместе предвкушали праздник, их трейлер сгорел. От него осталась куча мусора и головешек, поэтому Марк Лайта снова запустил сбор пожертвований на разбор обломков и приобретение нового дома на колесах.
Комментаторы с YouTube заявили о готовности помочь, но попросили отдать собранные деньги не семье, а направить их на разбор завалов и покупку нового домика непосредственно. После скандала с «похоронами» Ларри жертвователи не очень верят в способность семьи разумно тратить средства.
Пример Уиттакеров доказывает, что неосведомленность о последних научных открытиях в сочетании с абсолютно законными действиями, может приводить к трагическим долговременным последствиям. Хорошо, что наука развивается и все больше людей узнает о влиянии генетики на жизнь человека. Жаль, что об этом влиянии никто не знал в 30-х годах прошлого века посреди Западной Вирджинии — одного из самых бедных штатов США.