Как экранизация игры о постапокалипсисе стала одной из самых удачных метафор современного родительства.
Закончился первый сезон сериала The Last of Us, созданного по мотивам одноименной компьютерной игры. Последняя серия вышла в США вечером 12 марта, европейским зрителям она доступна с 13-го числа.
Не написать о нем было бы большой ошибкой для НЭН, поскольку и шоу, и игра в значительной степени посвящены родительству. Так что держите разбор!
Любители сериалов и геймеры ликуют — проклятие с экранизаций компьютерных игр снято! Рейтинг сериала на IMDb составляет 9,1, что позволяет шоу уже сейчас считаться культовым. Для сравнения: «Крестный отец» имеет всего на одну десятую пункта больше. То есть «Одни из нас» вот настолько круты.
Однако до выхода на экраны многие в успех проекта верили мало — проклятие же (вспомните жуткие попытки экранизаций Prince of Persia и Assassin’s Creed). Кроме того, сразу же после объявления о том, кого взяли на главные роли, в Сети разгорелся довольно мерзенький скандал.
Главную героиню — девочку-подростка по имени Элли — изначально могла сыграть Мэйси Уильямс (Арья Старк из «Игры престолов»). Но к моменту съемок Мэйси выглядела уже слишком взрослой. Тогда создатели сериала обратили свой взор на прославившуюся все в той же «Игре престолов» Бэллу Рэмзи. Девочка, которая сыграла Лиану Мормонт, тут же стала героиней мемов. Из 105 претенденток на роль Элли выбрали Бэллу.
Ну и в чем проблема? В «Престолах» же она всем понравилась! Но не на тех напали — геймеры начали жаловаться в интернете, что в игре Элли миленькая, а в сериале будет страшная. «Вы что, не могли найти хорошенькую девочку-подростка?» — вопрошали они в пустоту. Это при том, что Бэлла Рэмзи отнюдь не уродина — она просто выглядит обычно. Средне. Как миллионы девушек по всему миру.
Вопрос в том, зачем всем этим людям была нужна хорошенькая девочка в главной роли. Можно, конечно, предположить, что дело в косности человеческого сознания: «А-а-а, в игре Элли выглядела не так!» Но, как мне кажется, ответ в этом случае лежит на порносайтах и даже не скрывается: по мотивам игры создано огромное количество 3D-фильмов «для взрослых».
Внешность сериальной Элли, однако, не располагает к сексуализации — Бэлла Рэмзи выглядит сильно младше своего паспортного возраста. Видимо, создатели шоу учитывали и этот момент, поэтому, несмотря на критику, свой выбор отстояли.
Впрочем, многие геймеры остались недовольны вообще всеми актерскими воплощениями героев игры: «старые, некрасивые, недостаточно белые» артисты не угодили консервативному зрителю. Но в объективной реальности это никак не повлияло на качество ленты.
Интересное по теме
Памела Андерсон: история грандиозного расчеловечивания
Но мы в редакции смотрели этот сериал вовсе не для того, чтобы оценивать внешность Элли. Мы хотели узнать, как постановщики справятся с драматической задачей и покажут развитие отношений между главным героем, Джоэлом Миллером, и его юной попутчицей Элли. Спойлер: это им удалось блестяще.
И игра, и ее адаптация посвящены прежде всего человеческим отношениям. В основном — детско-родительским. В 2013 году, когда вышла первая The Last of Us, такое внимание к теме взаимодействия между взрослым и ребенком в компьютерной игре было внове.
Что мы видели в играх раньше? Как родители изначально горячо любят своих детей (или, наоборот, жестоко над ними издеваются). То есть факт любви/ненависти между персонажами присутствовал изначально. Были игры, в которых главный герой заботился о чужом ребенке и привязывался к нему, как к родному, но, в основном, эти дети были совсем маленькими.
The Last of Us показала другую историю: умелый наемник, когда-то потерявший дочь, в процессе путешествия с совершенно посторонней ему девочкой проникается к ней родственными чувствами. Он даже не хочет этого — пытается сопротивляться и уговаривает себя, что это просто работа, но постепенно снова становится отцом. Который опять может потерять своего ребенка. А девочка начинает видеть в нем не просто чужого дядю, который ее сопровождает, а значимого взрослого. Она учится у него, подражает ему, рассчитывает на него в трудной ситуации и сама готова ему помогать.
Особенность в том, что Элли почти взрослая девушка. Она подросток — ершистый, смешной, неуклюжий, порой — совершенно несносный, иногда — неуравновешенный, имеющий свои тайны, привычки, мнение. Никаких тебе пухлых щечек, больших глазок, трогательной шепелявости и беззащитности — один сплошной переходный возраст со всеми сопутствующими последствиями.
Элли в игре великолепно прописана — и она живая. Не абстрактный идеализированный ребенок, которого надо спасти, а самостоятельная личность.
В The Last of Us (о каком бы его воплощении ни шла речь) присутствует одна важная мысль: родительство — это не всегда любовь с первого взгляда, чаще всего — это путешествие.
Привязанность рождается во взаимодействии. Не сближается с ребенком лишь тот, кто не проводит с ним время.
Это целительная мысль. Многие молодые мамы выходят из роддома с ребенком на руках и думают: «Так, и где эта безграничная любовь и умиление? Пока что я ощущаю только любопытство и жалость — наверное, со мной что-то не так!»
Интересное по теме
Не влюбились в своего ребенка с первого взгляда? Не волнуйтесь. Это нормально!
А все в полном порядке: у человека нет никакого материнского инстинкта, есть лишь гормональные изменения, побуждающие любить этот орущий кабачок (и те происходят не у каждой женщины). У мужчин «материнского инстинкта» не может быть в принципе, но мы же довольно регулярно наблюдаем заботливых пап! Как они такими стали? Они путешествовали.
Вы можете выйти из роддома с мыслью: «Это просто еще одна моя работа». Можете испытывать по поводу этой «работы» раздражение и грустить, что все не так как раньше, можете жаловаться и уставать от нее, но в процессе взаимодействия с ребенком рождается и крепнет привязанность. Постепенно работа перерождается в любовь. Кому-то требуется на это пару месяцев, кому-то — пара лет.
Родительство — это дорога. Иногда — через прямо-таки постапокалиптический мир.
Мы начинаем ценить тех, о ком заботимся, с кем общаемся, кого видим каждый день. В этом секрет всех заботливых отцов и отчимов, которые любят чужого ребенка, как родного, — они просто взаимодействуют с ним достаточное количество времени.
Интересное по теме
Материнский инстинкт: социальный конструкт или биология?
И с каждой молодой мамой, которая не испытала к младенцу любви с первого взгляда, рано или поздно происходит то же самое: вот ты досадуешь, меняя очередной подгузник, а вот тоже ты — уже умиляешься первому рисунку тоддлера, который перепачкался пальчиковыми красками с ног до головы.
Иногда любовь — это ослепительная вспышка. Иногда — долгая дорога по печальному и опасному миру. Но в конце этой дороги нас ждет награда, о которой мы и не подозревали в самом начале — ощущение себя родителем, любящим и любимым. Надо только шагать по этому пути, как Джоэл и Элли. Для поддержания боевого духа можно взять их в компанию — они хорошие попутчики и неплохие учителя.
Еще почитать по теме
Хорроры — прямая метафора материнства. Редакция НЭН — о своем отношении к фильмам ужасов и о том, зачем их смотреть