С какого возраста смотреть мультфильмы? По сколько минут в день? Какие? Можно ли? Надо ли? В день российской анимации поговорили об этом с психологиней, эксперткой по здоровому развитию и воспитанию, основательницей Академии «Как Здорово!» Валерией Солтан на примере проектов группы компаний «Рики», подарившей нам такие мультсериалы, как «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики» и другие.
Дети до двух лет еще только знакомятся с окружающим миром. Для них важнее цвета, ощущения, эмоции. В таком возрасте можно познакомить малыша с экраном: показать, как он выглядит, какой на ощупь, как включается, выключается. И в такие моменты важно быть рядом, чтобы объяснять все происходящее.
Можно включить ребенку мультфильм с доброй песенкой и очень простыми и понятными персонажами: котиком, зайчиком или ежиком.
Это скорее даже не полноценный мультфильм, а небольшой видеоклип. Как, например, «Умные песенки» от сериала «Малышарики». Здесь нет пугающих звуков, и мелодии воспринимаются ребенком легко.
Рекомендация психологини
В раннем возрасте очень легко перевозбудить ребенка: яркие и часто сменяющиеся картинки, громкие и резкие звуки — все это выводит из равновесия пока еще хрупкую нервную систему.
Как итог: капризность, эмоциональная лабильность, нарушения режима. Поэтому важно соблюдать определенную информационную гигиену: короткие мультфильмы длительностью около двух минут, анимация «по возрасту» — без резкой смены кадров, с завершенным сюжетом. То есть у истории должно быть понятное начало, развитие и финал.
С двух лет ребенка уже вполне можно познакомить с миром анимации, отдавая предпочтение небольшим обучающим сюжетам. Предварительно убедитесь сами, что в мультфильме нет сцен жестокости и насилия. Будьте рядом во время просмотра. У вашего малыша могут возникнуть вопросы, относительно происходящего.
Например: «Кто это?» — «Зайчик». «Как прыгает зайчик?» и т.д.
Подходящим примером для этой возрастной категории может быть сериал «Тима и Тома». Это история, рассказывающая о дружбе бегемотика Тимы и слоненка Томы. Вместе герои познают окружающий мир и учатся дружить.
Рекомендация психологини
Одного-двух небольших мультфильмов в день в таком возрасте вполне достаточно. Важное правило: мультфильмы не вместо, а вместе с родителями. Мультфильмы не заменяют родителя, но помогают что-то объяснить ребенку, как устроен мир, какими бывают ситуации и как из них выходят герои. По возможности смотрите вместе, обсуждайте увиденное, задавайте ребенку вопросы и отвечайте, если вопросы возникли у него.
Начиная с трех-четырех лет разрешите ребенку проводить перед экраном чуть больше времени — 30–40 минут в день. Причем лучше разбить этот период на несколько временных отрезков: по 10–15 минут. Некоторые мультфильмы, ориентированные на данный возраст, как раз и не длятся больше.
Интересное по теме
Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи
Детям постарше уже можно смотреть мультфильмы в течение часа в день. И опять-таки этот временной отрезок лучше поделить на несколько. Здесь предпочтение желательно отдавать мультфильмам в жанре edutainment (обучение через развлечение).
На сегодняшний день их существует великое множество. Например, одна серия «Фиксиков» за пять-шесть минут объяснит какое-то физическое явление или технологический процесс, причем простым и доступным языком, понятным ребенку.
В этом возрасте очень важно уделять внимание развитию эмоционального интеллекта. Наработка этих навыков окажет влияние на будущее подрастающего человечка. Развитию эмоционального интеллекта будут способствовать правильно подобранные мультфильмы.
Просматривая те или иные сюжеты, приводя примеры, родитель или педагог, могут помочь и научить размышлять, перенося ситуации с экрана в жизнь, а также делать выводы.
Рекомендация психологини
Взросление ребенка, особенно в дошкольном возрасте, всегда сопровождается резкими изменениями в его мышлении и поведении. Иногда эти изменения могут восприниматься родителями как сложное поведение и непослушание: не убирает игрушки, берет без спроса чужие вещи, ведет себя агрессивно с другими детьми или, напротив, очень стеснителен.
Мультфильм в раннем детстве и книги, фильмы позже — это помощники родителей, повод начать интересный и нужный разговор с ребенком. Ребенок познает мир через игру. И легко проводит параллель между тем, что происходит с ним в реальности, и тем, что переживает герой мультика. Вы начинаете обсуждать поступки и поведения мультяшного персонажа и постепенно обращаетесь к ребенку — его чувствам, вопросам, переживаниям.
У анимационного проекта «Смешарики» помимо основного сериала есть целая коллекция так называемых «Азбук». Это цикл увлекательных историй о приключениях круглых героев, в доступной форме рассказывающий детям о дружбе, защите окружающей среды, безопасности дорожного движения, финансах и многом другом.
Эти небольшие эпизоды демонстрируют различные жизненные ситуации, с которыми дети сталкиваются ежедневно. И, словно видя самих себя, маленькие зрители могут оценить происходящее со стороны. А после обсуждения с родителями или педагогами — сделать верные выводы.
Интересное по теме
Мам, ну включи! Мы запустили проект про современные мультфильмы
Сейчас в прокат выходит огромное количество мультфильмов. Помните, что возрастные ограничения, указанные на афише, носят лишь рекомендательный характер. Поэтому имеет смысл заранее посмотреть трейлер, почитать рекомендации, пообщаться со знакомыми, кто уже посмотрел фильм и только после принимать решение, показывать ли этот мультфильм своему ребенку.
Помните: наличие любимых героев и сюжетов — признак того, что ребенок может сравнивать и выбирать то, что ему нравится, значит, ему не все равно. И если малыш вновь и вновь несет вам одну и ту же книжку или просит включить тот же мультик, что и вчера, наберитесь терпения и в очередной раз «проживите» эту историю вместе с ребенком. Не спешите предлагать новые сюжеты и знакомить малыша с новыми героями — это нужно делать мягко и ненавязчиво.
Интересное по теме
Как мультфильм «Маша и Медведь» влияет на поведение детей? В основном никак
До двух лет отдавайте предпочтение простым анимированным сюжетам с песенками, длительностью не более двух минут.
С двух лет переходите к небольшим (пять-шесть минут) обучающим сюжетам. Обсуждайте с ребенком просмотренное и услышанное.
Начиная с трех-четырех лет можно уже позволить проводить перед экраном 30–40 минут в день. Причем лучше разбить этот период на несколько временных отрезков: по 10–15 минут. Выбирайте мультфильмы с понятными персонажами, несложной сюжетной нитью. Избегайте мультфильмы с большим количеством персонажей и нелицеприятными сценами.
Начиная с пяти лет можно смотреть мультфильмы в течение часа в день. Этот временной отрезок лучше поделить на несколько. Предпочтение также желательно отдавать мультфильмам в жанре edutainment.