Ранняя менопауза не наступит, но риск внематочной беременности, к сожалению, увеличится.
Перевязка маточных труб или их удаление (женская стерилизация) — наиболее распространенный метод контрацепции среди женщин. Через нее прошли как минимум 138 миллионов женщин по всему миру. В России, по данным Росстата, в 2020 году было проведено 12 600 таких операций. Это 36,6 на 100 000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет.
Несмотря на эту статистику, женская стерилизация до сих вызывает много вопросов, с ней связано большое количество страхов и предрассудков. Можно ли забеременеть после перевязки труб? Правда ли, что после стерилизации возрастает риск развития онкологических заболеваний? Что происходит с гормональным фоном? Это болезненная операция?
Задали все эти вопросы акушеру-гинекологу Анне Марон.
Врач акушер-гинеколог
Анна Марон
Врач акушер-гинеколог
Женская стерилизация — это хирургическое блокирование проходимости маточных труб или их удаление (тубэктомия). В результате сперматозоид физически не может добраться до яйцеклетки и оплодотворить ее.
Маточную трубу перевязывают, перекрывают специальными зажимами или кольцами. Также маточные трубы могут электрокоагулировать (в хирургические инструменты, которыми проводят операцию, подают энергию, благодаря сильному нагреву ткани «слипаются», разрушаются и происходит блокировка труб).
По федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», россиянка может пройти стерилизацию, если выполняется хотя бы одно из трех условий:
— ей исполнилось 35 лет;
— либо у нее уже есть двое детей;
— либо по медицинским показаниям.
У меня была перевязка труб. На тот момент мне было 42 года. У меня было двое детей, плюс я была беременна третьим, причем беременность была незапланированной, хотя и желанной. Планировалось (и состоялось) третье кесарево.
Рассуждала я так: мое здоровье в приоритете, еще одну беременность моему организму будет вынести непросто. Плюс возраст и трое детей. Поэтому накануне кесарева я просто сообщила доктору о своем желании. Ни с кем не советовалась. Близким родственникам, включая мужа, сообщила постфактум. Все меня поддержали. Восстановление прошло хорошо, насколько можно так говорить о полостной операции.
Читательница НЭН
Стерилизация может быть показана женщинам с врожденными пороками сердца, тяжелым течением сахарного диабета, онкологией или если она многократно рожала путем кесарева сечения.
От пяти до 20 процентов стерилизованных женщин впоследствии сожалеют о своем решении. Так что о таком средстве контрацепции женщине стоит задумываться, если она абсолютно уверена в том, что выполнила свои репродуктивные планы.
Интересное по теме
«А операция необратимая, локти кусать будете»: читательница НЭН делится личным опытом стерилизации
Операции сопоставимы по эффективности и безопасности. Тубэктомия может быть более предпочтительной, когда необходимо снизить риск развития рака яичников.
Способ стерилизации в конкретном случае порекомендует врач на консультации с учетом анамнеза пациентки.
Эффективность метода оценивают, подсчитывая число незапланированных беременностей, наступающих во время его использования. Один из наиболее популярных и достоверных способов такой оценки — индекс Перля (число зачатий в течение одного года у тысячи женщин при использовании того или иного метода контрацепции). Чем индекс Перля ниже, тем надежней метод контрацепции.
Однако теоретическая эффективность метода (при идеальном использовании контрацепции) у некоторых методов существенно выше, чем эффективность при типичном его применении. Так, при абсолютно правильном приеме индекс Перля КОК и других противозачаточных таблеток — 0,3, женской стерилизации — 0,5, мужской (вазэктомия) — 0,15, презерватива — 12.
У меня удалены маточные трубы: в нашей стране (в Европе. — Прим. НЭН) считается, что эта операция лучше подходит, она безопаснее, чем перевязка маточных труб. Удалила маточные трубы в августе 2022 года.
Мне 43 года, есть ребенок. До его рождения предохранялась прерванным половым актом и презервативами и регулярно очень волновалась, что месячные не начнутся. После родов очень быстро поняла, что детей больше не хочу, поэтому поставила у гинеколога внутриматочную спираль — сначала негормональную, потом — гормональную. С ней я доходила до самого конца срока [ее] службы и в целом эти годы со спиралями была наконец абсолютно спокойна, что случайно не забеременею, несмотря на все шутки окружающих, что «дети рождаются со спиралью на голове», «вы все дети спирали» и так далее.
После снятия гормональной спирали пришла к гинекологу просить перевязать маточные трубы. Там мне объяснили, что последние научные исследования склоняются к тому, что целесообразнее маточные трубы удалять, так как это в том числе снижает вероятность рака.
При обследовании перед операцией обнаружили еще и миому, которую тоже удалили вместе с трубами. Операция была очень легкая и нестрашная — в девять утра поступила в клинику, в десять заснула, в 16 того же дня уже была дома. Восстановилась буквально за два дня, были крохотные швы на животе и в пупке, которые затем бесследно исчезли.
Я наконец-то очень довольна, что можно вообще больше не волноваться о незапланированной беременности и не ждать каких-то сюрпризов, которые вызывает спираль.
Мужу я до сих пор ничего не сказала (точнее, сказала, что удаляю миому), он консервативный человек «старой формации» и был бы недоволен, но я считаю, что это исключительно мое дело — что я делаю с телом. Детей мы все равно больше не планировали.
Читательница НЭН
Интересное по теме
Внематочная беременность — почему она случается и какие могут быть последствия
Операции делают по ОМС. Необходимо обратиться в поликлинику или женскую консультацию, получить направление в стационар и пройти обследование перед госпитализацией (различные анализы крови — общий и биохимический, на инфекции, коагулограмма; ЭКГ, консультация терапевта, флюорография/рентген грудной клетки; перечень может меняться в зависимости от особенностей пациентки).
В частной клинике тоже можно сделать стерилизацию, если в ней есть круглосуточный стационар с операционной.
Операция длится как минимум полчаса. Врач делает разрез (лапаротомия) или прокол (лапароскопия) передней брюшной стенки, также операцию могут проводить через полость матки (гистероскопия). Какое именно будет вмешательство — зависит от умений доктора, возможностей стационара и вмешательства, которому стерилизация сопутствует.
В таком случае не будет необходимости в повторном вмешательстве. Во время первого образуется спайка, которая может затруднить проведение второй операции.
Но стерилизацию можно проводить и после кесарева, если нет противопоказаний, вроде декомпенсированных хронических заболеваний, несущих повышенный риск при операции, — ожирения, сахарного диабета и других.
У меня трое детей (десять лет, семь лет и четыре года). Трубы решила перевязать вместе с третьей операцией кесарева сечения. Первая беременность была беспроблемной, и мы с мужем с легкостью затеяли вторую. До момента родов все было отлично, но случилось непоправимое — отслойка плаценты, асфиксия у ребенка, реанимация, больницы и, как итог, тяжелая инвалидность с набором диагнозов на два листа. Тогда я узнала, что у меня наследственная тромбофилия и КОК, которые я принимала несколько лет до беременностей, были мне противопоказаны.
Из методов контрацепции оставались только негормональные, а это было не всегда удобно. В итоге, когда мы решились на третьего ребенка, я первым делом стала узнавать у своего врача, какие есть подводные камни у перевязки труб в принципе и как это совместить с кесаревым. Ответ врача меня полностью устроил, и мы с мужем решили, что это отличный вариант. Сомнений у меня не было вообще. Я четко понимала, что больше трех детей мы точно не потянем. Средний ребенок у нас неходячий, с тяжелой формой ДЦП, эпилепсией, установленной гастростомой. Так что во время третьего кесарева мне перевязали трубы. Ни разу еще об этом не пожалела, думаю, что это было одним из лучших решений в моей жизни.
Читательница НЭН
Не исключаю, что специалисты, узнав о желании женщины сделать операцию, могут оказывать на нее давление, предлагать подумать и т. п. Это связано с их личными убеждениями. Закон не предполагает никакого обязательного дополнительного срока на раздумья.
Важно, чтобы женщина сама понимала мотивы выбора именно стерилизации в качестве средства контрацепции, руководствовалась прежде всего своим комфортом и безопасностью. Также я считаю, что важно обсудить такое решение с партнером.
Интересное по теме
«А если ваша новая жена захочет от вас детей?»: на Реддите обсудили, как мужчинам отказывают в вазэктомии
Своего второго мужа я встретила тогда, когда у меня уже было двое маленьких детей. У него были дети-подростки. Тем не менее мы начали заговаривать об общем ребенке. Шансы родить его были маленькие — у меня уже начиналась ранняя менопауза, цикл скакал и по всем показателям естественная беременность стала бы чудом. Я честно рассказала об этом любимому, и мы без особой надежды на результат перестали предохраняться. Каково же было изумление, когда вскоре тест показал две полоски, а затем на УЗИ нас обрадовали, что мы ждем двойню. Четверо детей — такое просто не умещалось у меня в голове, ведь я строила карьеру, была активной, любила путешествия. Но мы мужественно восприняли эту новость и стали готовиться к пополнению в семье.
Тогда я, обескураженная тем, что даже в предменопаузе возможна такая плодовитость, стала читать материалы о перевязке маточных труб, поскольку больше детей уж точно не планировала. Меня смущал тот факт, что эта операция якобы увеличивала шансы внематочной беременности, а необратимость операции, как мне казалось, стигматизировала меня как еще молодую женщину.
Когда я легла в роддом на плановое кесарево (третье в моей жизни), врач предложила мне заодно и операцию по перевязке труб. Она уверила меня, что сейчас операция проводится так, что внематочная беременность исключается, а сама операция кесарева этим добавлением не осложняется, восстановление проходит так же. Я поговорила с мужем, поставила его в известность, что собираюсь сделать это. Он меня поддержал. В операционной все врачи хвалили меня за выбор, ведь более трех кесаревых делать не рекомендуется. Акушерки посетовали, что женщины приходят на кесарево и в пятый, и в седьмой раз и врачам каждый раз все сложнее и страшнее делать операцию на иссеченной матке, но роженицы все равно не соглашаются на перевязку труб.
Итог: мне сделали операцию, она никак не усложнила процесс восстановления и, я надеюсь, даст мне спокойствие и расслабленность в нашей с мужем дальнейшей личной жизни.
Я очень люблю своих детей и рада их появлению в моей жизни, но, когда через месяц после родов я пришла к гинекологу и она, помимо прочих рекомендаций, прописала мне предохраняться полгода после родов, я радостно сообщила: «А я перевязала трубы». И вместо смущения и переживаний об утраченной фертильности я почувствовала облегчение и даже уверенность в себе. Это тот контроль над моим телом, который я выбрала сознательно на этом этапе жизни и о котором, уверена, не пожалею. А если мне срочно понадобится родить пятого — что ж, мне доступно ЭКО, как и всем, кто решился на перевязку труб.
Читательница НЭН
Если пациентка дееспособна и стерилизация проводится по ее желанию, то разрешение супруга не требуется.
Если женщина после операции захочет иметь детей, ей предложат два варианта — восстановить проходимость маточных труб (если трубы были удалены, такого варианта нет) или пройти процедуру ЭКО.
Восстанавливать проходимость рекомендуют пациенткам до 37 лет. Операции бывают успешны в 42–69 процентах случаев. Женщинам старше чаще предлагают ЭКО — это будет более эффективно.
Важно учесть, что после восстановления проходимости труб увеличивается риск внематочной беременности.
При спаечном процессе доступ врачей к органам, в том числе маточным трубам, может быть затруднен. Если врачи не нашли одну трубу и не перевязали или не удалили ее, риск забеременеть сохраняется.
Стерилизация или ее отсутствие никак не определяют женственность и полноценность пациентки. Стерилизация — это всего лишь один из методов контрацепции.
Срок наступления менопаузы определяется запасом фолликулов в яичниках и никак не связан с тем, была проведена стерилизация или нет.
Маточные трубы не производят никаких гормонов, следовательно, не оказывают влияния на гормональный фон.
Наоборот, в результате тубэктомии риск развития рака яичника снижается. Это подтверждено многими исследованиями.
На развитие внематочной беременности влияет много факторов, стерилизация — один из них.
Первая беременность наступила очень быстро, и родилась любимая дочь. Она отлично росла, ела, много спала и вообще была подарочным ребенком. Но груз ответственности за будущее заставил нас задуматься, хотим ли мы еще детей. Пока мы думали, я случайно забеременела двойней. Я категорически против аборта (для себя, в стране они должны быть разрешены) и решила рожать.
К тому же мы были не против детей, я хотела с детства троих, просто боялись не потянуть морально и материально. Когда узнали о беременности, уже не было вопроса, рожать или нет: дети уже есть. Во время этой беременности мы обсуждали, как будем «железно» предохраняться после родов — либо вазэктомия мужу, либо перевязка труб мне. Решили узнавать все уже после родов.
Перед кесаревым в палату зашла наш врач и принесла соседке согласие на стерилизацию во время кесарева. Я тут же спросила: «А что, так можно? А что для этого нужно?» Так как у меня после родов будет уже трое детей, я могла сделать эту процедуру. Слышала, что у кого-то требуют письменное разрешение мужа, у нас в Краснодарском крае крепостное право отменили, так что этого не понадобилось. Тут же написала согласие, мужу написала ультимативно: «Я делаю перевязку труб во время кесарева, точно больше рожать не хочу. Если ты захочешь еще детей — либо решим этот вопрос иначе вместе, либо найдешь новую жену». Резко, наверное, но гормоны били.
Я знала, что меня морально разорвет еще одна беременность; потянуть четырех и более детей мы не сможем, аборт я сделать не смогу. То есть выбор ужасный и не было бы верного решения.
Операция прошла нормально. Первое время я не замечала разницы, так как ухаживали с мужем за четырехлетней дочерью и новорожденной двойней. Когда прошло какое-то время и стало можно и возможно заниматься сексом — мы оба ощутили новый его уровень. Очень здорово, когда ты уверен, спокоен и ничего не боишься. Прошло уже больше пяти лет, я ни разу не жалела. Убивает мнение окружающих: «А если эти дети погибнут» (без комментариев), «А если ты еще НУ ОЧЕНЬ захочешь детей» (можно сделать ЭКО), «А ты теперь неполноценная женщина» (что?), «А как жить без месячных», «Ты раньше постареешь» и так далее.
Процедуру от души рекомендую всем, кто не хочет больше детей или чайлдфри, чтобы быть спокойными в этом плане.
Читательница НЭН