Первый текст ученика 11 класса московской школы Ивана Сурвилло НЭН опубликовал несколькими днями ранее. В нем речь шла о том, какие вопросы нужно задавать подросткам, чтобы получать на них нормальные ответы. Сейчас речь пойдет о том, как правильно себя вести во время разговора с ребенком подросткового возраста. Чтобы коммуникация была эффективной, нужно соблюдать семь простых правил.
С подростками сложно разговаривать. Они импульсивные, нелогичные и часто сами не знают, чего хотят. Чтобы помочь родителям правильно вести диалог, я вывел семь правил, которые помогут при разговоре с подростком.
Перед любым разговором надо сформулировать его цель. Это нужно, чтобы разговор не ушел в сторону. Часто бывает, что родитель начал говорить об уборке комнаты, подросток резко ответил, родитель завелся, начал кричать об оценках, плохом поведении и карьере дворника. Это неэффективный разговор, потому что родитель не достиг ничего, а подросток еще раз убедился, что «предки тупые». Если бы родитель потратил перед разговором пять минут, сформулировал цель и спокойно обсуждал только уборку комнаты, подросток слушал бы внимательнее.
Цель надо формулировать с пользой для подростка.
Цель: «Заставить Витю убраться в комнате» — плохая цель, потому что в ней нет никакой пользы для Вити. Вите не нужно убираться в комнате. Ему это неинтересно.
Цель: «Помочь Вите понять, что убираться нужно, чтобы вечером пойти в кино» — хорошая цель. Есть польза для Вити, только нужно ее правильно объяснить. Как это сделать я расскажу ниже.
Цель очень важна. С правильной целью вы сможете управлять своими эмоциями в разговоре и делать удачные ходы.
Перед любым разговором формулируйте цель. Нет цели — нет реального решения.
Подростка надо подготовить к разговору. Это нужно, чтобы он не озлобился. Лучше всего — постучаться к нему в комнату и сказать: «Витя, я бы хотел обсудить с тобой твои оценки. Когда мы можем это сделать?». Подросток сначала будет в шоке, но потом назовет удобное время. Если не назовет, — объясните почему это важно ему. Только не надо напирать на карьеру дворника.
Это самый важный совет. Если говорить с подростком как с маленьким ребенком — все бесполезно. С подростком надо говорить как с вашим коллегой или деловым партнером. Не надо сюсюкать.
Вспомним Витю, который не хочет убираться в комнате. Надо как-то донести до него, что уборка нужна ему самому. То есть, надо рассказать про пользу уборки для Вити. Польза — поход в кино. Можно как-то так:
— Витя, если ты не уберешь в комнате, то не пойдешь в кино.
Но это плохо. Административно-приказной тон и категоричность раздражают подростков. Лучше сказать так:
— Витя, ты вчера просил отпустить тебя в кино. Я бы с радостью это сделал, но не могу, потому что ты не убрался в комнате. Если ты хочешь пойти в кино, то уберись.
Витя начнет убираться.
Когда родитель много говорит, то он не слышит подростка, а воспринимает только то, что подсказывают эмоции. Поэтому родитель слышит не то, что говорит подросток на самом деле, а то, что ожидает от него услышать. Из-за этого родитель не понимает подростка. Чтобы понимать подростка — меньше говорите и больше слушайте.
Бывает, что вы в чем-то не согласны с подростком. Не надо кричать и навязывать свое мнение. Спокойно и уважительно объясните свою точку зрения.
Костя в десятом классе. Костя не хочет исправлять двойку по биологии.
— Мам, мне эта биология не нужна. Я физик. Зачем мне пестики и тычинки? Я не буду и не хочу исправлять двойку.
— Костя, мне кажется, ты не прав. Смотри, если у тебя будут плохие оценки по биологии, то будут плохие оценки в году, из-за этого тебя могут не взять в Бауманку, потому что при поступлении смотрят все оценки за десятый и одиннадцатый класс. Что скажешь?
— Согласен.
Подростки любят, когда им объясняют спокойно.
Не надо давить на подростков. Помните, что вы можете управлять своими поведением и действиями в разговоре с подростком, а результатом разговора — нет.
Подростки могут уйти в глухой отказ. Это нормально. У нас гормоны и бардак в голове. Если подросток не хочет слушать и наотрез отказывается выполнять вашу просьбу, то уходите. Вернетесь к разговору, когда он успокоится и снова будет готов к диалогу.