Какие вопросы задавать подростку

Иван Сурвилло учится в 11 классе в одной из московских школ и время от времени пишет в разные издания тексты о жизни подростков. Еще у Ивана есть блог, где он высказывает свое мнение (которое умеет четко формулировать) обо всем, что его волнует и интересует. Для НЭН Иван решил написать цикл материалов о том, как родителям общаться с детьми подросткового возраста.

Иллюстрация НЭН

Да, подростки это немного не наш профиль. Но мы посовещались и поняли вот что: у наших читателей, молодых родителей (к счастью, в данном случае слово «молодой» не имеет никакого отношения к возрасту), вполне могут быть старшие дети и младшие братья и сестры. Так что внимайте.

Родители часто задают вопросы своим детям подросткового возраста, но делают это неправильно. Расскажу, как правильно спрашивать, чтобы подросток отвечал и рассказывал то, что его волнует.

Спрашивайте часто

Родители, задавайте нам вопросы хотя бы один раз в день — вечером. Нам есть, что вам рассказать. Спросите о том, как прошел день, чем мы гордимся и как наши дела. Это помогает понять, что мы кому-то нужны.

Задавайте открытые вопросы

Важно задавать открытые вопросы, в ответ на которые надо что-то рассказывать. «Ты успел убраться в комнате?» — плохой вопрос, потому что на него можно ответить или «нет» или «да». А вот «Что было самым классным из того, что ты сделал за сегодня?» — хороший вопрос.

Найдите то, что нам интересно

Проблема большинства родителей в том, что они не интересуются своим ребенком. Конечно, они его любят, но при этом словно боятся узнать, что ему на самом деле интересно. Это обидно.

Чтобы ребенок с вами разговаривал — спрашивайте о том, что ему интересно. Например:

— Ваня, расскажи, как у тебя прошел день?

— Нормально.

— Что ты делал?

— В школу ходил и в Доту играл.

— Во что играл?

— В Доту.

— А что это? Расскажи.

— Ну, это игра. Там надо управлять своим героем, или, если герой крутой, то другими существами.

— А почему она тебе нравится?

— Там надо уметь договариваться с другими игроками, потому что цель игры — уничтожить вражеский лагерь, защищённый башнями. А ещё очень важен правильный подбор героев и артефактов.

— А почему он важен?

Найдите то, что нам интересно и спрашивайте об этом. Потом можно плавно и  вполне естественно перейти и на другие темы.

Не надо давить и требовать

«Когда ты исправишь алгебру? Ты же мне обещал!». Как часто мы все это слышим.

Кажется, что это хороший, открытый вопрос, но это не так. Все портит последняя фраза. Ее проблема в том, то вы давите на подростка, а мы это не любим.

Если вы хотите спросить про алгебру, скажите: «Ваня, я волнуюсь за твою алгебру. Когда ты сможешь ее исправить?»

Объясняйте ваши тревоги

Психологически подростку проще что-то сделать, если он понимает зачем. Поэтому, когда вы спрашиваете о наших планах, объясните, почему вам это интересно. Вам, взрослым, кажется, что это очевидно, вы же волнуйтесь за нас. А подросткам кажется, что вы нас постоянно контролируете и не даете свободы. Чтобы не ссориться с подростком, объясните, зачем вы спрашиваете. Не надо спрашивать: «Куда это ты собрался?». На это вы получите ответ: «А тебе какое дело?».

Лучше спросить так: «Ваня, я волнуюсь. Сейчас 21:00, и ты хочешь уйти из дома. Можешь объяснить, куда ты идешь? Мне это нужно это знать, чтобы не волноваться». Подросток ответит бесконфликтно и честно.

Говорите спокойно

Подростки (как и дети всех других возрастов, кстати) ненавидят, когда на них кричат. От крика у нас срываются любые ограничители. Говорите тихо и спокойно.

Новости В Швеции в декретный отпуск смогут уходить бабушки, дедушки и даже друзья родителей
Официально брать отпуск по уходу за ребенком смогут даже пенсионеры.