«Брачный обыск», дворец в подарок и «оглашение»: 5 свадебных традиций прошлого века

Идеи, которые можно позаимствовать из прошлого.

Коллаж Насти Железняк

Вместе с экспертами генеалогического IT-сервиса Famiry и музея-заповедника «Царицыно» собрали интересные факты о свадьбах ушедшего столетия и рассказываем, как можно использовать эти знания сегодня — для украшения собственной церемонии и для углубления в историю семьи.

«Радуются как оглашенные»

Перевозка сундуков невесты в новый дом после венчания. Владимирская губерния. 1914 г.

Во многом свадебный уклад и его правовые основы остались теми же, что и век назад. «Раньше препятствиями для совершения брака могли быть нерасторгнутый союз, принуждение, наличие душевной болезни, а для жениха и невесты моложе 21 года — отсутствие благословения от родителей или опекунов, — рассказывает координатор архивного поиска, эксперт-генеалог IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry Дмитрий Кудинов. — И сегодня недееспособность, юный возраст без согласия взрослых, предыдущий брак точно так же станут препятствием. Но ряд запретов и нюансов канули в прошлое».

Известно, к примеру, что узникам запрещалось вступать в брак, а чиновники и военные, находящиеся на действительной службе, для вступления в брак должны были испрашивать разрешения начальства. Препятствия к заключению союза могли выясниться и на этапе «оглашения».

«Эта процедура была частью венчания, — объясняет Кудинов. — До самого таинства (за несколько недель) жених должен был письменно или устно заявить священнику о желании вступить в брак — сообщить свое имя и имя невесты, уведомить о „состоянии“, то есть рассказать о сословии, чине, звании, если они были. После получения благословения батюшки священник проводил в церкви процедуру „оглашения“: во время воскресной или праздничной службы объявлял, что такие-то прихожане хотят заключить брак, и уточнял у собравшихся к службе, не известно ли им каких-то препятствий к этому. Таких оглашений проводилось три, в разные дни».

После «оглашения» будущие молодожены ходили взволнованные, сами не свои. Отсюда и пошли выражения из серии «бегать/ходить как оглашенный», «кричать как оглашенный», «радоваться как оглашенный» и пр. То есть вести себя шумно, нервно, пребывать в предвкушении. В этом, кстати, была одна из целей «оглашения» до венчания — подготовить молодых к браку, разъяснить все обязанности, дать им проверить свои чувства.

Интересное по теме

«Мой свадебный букет был из овощей. А потом я приготовила из него обед». Препарированная сельдь, экосвадьба и многоразовые подгузники — история Иры и Вовы

«Кровиночка»

Свадебная фотография 1914 г.

Одним из основных препятствий для венчания, которые могли открыться на этапе оглашения, было родство жениха и невесты. «Счет родства при этом был довольно сложным: прямо не допускалось вступать в брак двоюродным и троюродным брату и сестре, однако существовало еще множество любопытных ограничений, проистекающих из степени родства и свойства — браки запрещались, например, с двоюродной сестрой жены дяди, с троюродной сестрой мачехи и т.п. Знание родословной на несколько поколений в этом случае приобретало вполне практический характер», — делится подробностями Дмитрий.

Сегодня решить задачку с таким количеством неизвестных было бы довольно сложно. Навскидку никто не назовет «кузена племянника дяди Васи» или «золовку маминого деверя». Но раньше с этим не было больших проблем, ведь к генеалогии относились со всем почтением. Знать родню в третьем колене, в пятом колене, по тетке, по близким мужа, по записям в различных учетных книгах было абсолютной нормой.

«Брачный обыск»

Пукирев В. В. «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873)

Если после последнего оглашения препятствий никто не высказывал, проводился «брачный обыск». Не стоит думать, что это нечто вроде принудительного сбора богатого приданого невесты в ее доме. «Так называлась процедура, когда в специальную книгу, получаемую из духовной консистории, записывались „персональные данные“ жениха и невесты, а также сведения о том, что нет никаких препятствий к заключению брака», — уточняет Кудинов. По сути, это аналог сегодняшней подписи под актом о заключении брака в ЗАГСе.

Впрочем, своего рода обыск в доме невесты проводить все же приходилось. Ведь сбор приданого был важной частью обряда как в крестьянских, так и в купеческих и в аристократических семьях. Сундук с приданым был для невесты в новом доме частичкой собственного мира, который она покидала. У крестьян набор был победнее, но обязательно с оберегами и постельным бельем (поэтому «коробейники» в деревнях часто назывались еще и «постельники»). У купцов и горожан не все даже помещалось в сундуках: собирали самое ценное, среди которого встречались и зеркала, и мебель, и даже граммофоны.

«Брачный поезд»

Свадебный поезд, возвращающийся из церкви. Калужская губерния. 1925 г.

Вообще очень многие свадебные традиции прошлых лет были призваны показывать достаток вступающих в брак молодых людей и их семей. Один из ярких примеров — так называемый «брачный поезд» (сегодняшний его аналог — свадебный кортеж, колонна из нескольких нарядных автомобилей). Чем больше было лент, ковров, шитья, цветов, колокольчиков — тем богаче свадьба.

Венчание должно было быть совершено строго в церкви (венчание дома или даже в часовне не допускалось). Таким образом, «брачному поезду» предстояло сначала проделать путь от дома жениха, а затем от дома невесты до храма. Как правило, венчались в церкви, прихожанином которой был жених, но существовали региональные традиции, которые предполагали венчание в приходе невесты — это, например, было привычным явлением в Малороссии.

Тройки. Марк Марков-Гринберг

Формировались кортежи на этих этапах по-разному. В каталоге, который создавался научными сотрудниками музея-заповедника «Царицыно» для выставки «Топография счастья: русская свадьба», читаем: «Впереди поезда обычно ехали дружка с поддружьем, в середине тысяцкий с женихом, которые везли с собой икону, а в самом конце — „лагунники“ с лагунами (бочонками) пива или вина». Так отъезжали от дома жениха. Но вот как непросто было добраться от невесты к церкви — уже даже после первого «выкупа»:

«В пределах селения местные парни неоднократно „заламывали“ дорогу поезду, перекидывая через нее жердину или бревно. Дружка каждый раз откупался припасенным пивом, вином и деньгами». Также жених должен был выкидывать прямо на ходу из поезда памятные подарки от прежних барышень, которые его одаривали «на беседах». А невеста выбрасывала платок «со слезами» — «чтобы замужем горя не было».

Сегодня традиция «брачного поезда» частично сохранилась (разве что пиво больше не возят бочками и дороги не «заламывают»). А вот изысканные кортежи действительно украшают самый важный день в жизни молодой семьи. И потому в ряде случаев даже на территории музея-заповедника «Царицыно», где запрещено движение автомобилей, можно заметить арендованные ретро-авто — их допускают в качестве редкого исключения на церемонии заключения брака.

Дворец в подарок

Венчание 1915-1916 гг.

Показывать свой достаток принято было и застольем. В некоторых регионах в крестьянской среде даже освященный церковью брак без пира считался недействительным. В этом смысле сегодняшние молодожены более свободны: могут и не устраивать многодневные застолья со всем «миром». Бывает достаточно даже фуршета прямо в дворце бракосочетания или на природе, в парке, как близ Большого или Оперного дворца в «Царицыне».

Родным, близким и гостям пышных свадеб тоже важно было показать, что они не лыком шиты. Преподношения «на семейное обзаведение» часто выделяли в отдельный обряд — его называли «поклонный», «поцелуйный» или даже «сырный» стол (за подарки кланялись, крепко целовали и угощали домашним творогом или сыром). Дарили самое дорогое — от скота (что сегодня никак не представить) до привычных денег.


Занимательно, что запись/учет подарков могли вести прямо золой на беленой печи: чтобы посмотреть, сможет ли новоиспеченная жена после непростого пиршества наутро вернуть печь в былое состояние (так проверяли хозяйственность).


В богатых же, в том числе императорских домах, могли дарить даже целые дворцы! Зародилась эта традиция еще в XVII веке: один из примеров подарка молодоженам — Ледяной дом Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге. В XIX веке дворцы на свадьбу дарили будущему Александру II, Александру III, великой княгине Марии Федоровне, детям Николая I. По мнению исследователей «Царицына», именно эта традиция нашла своеобразное продолжение уже в XX веке, когда в одном из «подарочных дворцов» (особняке внука Александра II) открылся первый в СССР «Дворец бракосочетаний».

«Дворцы счастья» во все времена ассоциировались с праздничной атмосферой, торжественностью и в то же время легкостью и изяществом.