Итак, вот они — «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Каждое понятие из этого букета могло бы потребовать отдельной сноски, но дальнейших уточнений в законопроекте не последовало.
Итак, особую опасность представляют: деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, деятельность транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций. При этом составители законопроекта полагают, что психологическое воздействие этих «сил зла» приведет в Российской Федерации к культу эгоизма, вседозволенности, безнравственности, а также отрицанию позитивного вклада нашей страны в мировую историю и культуру.
Интересное по теме
Что такое «традиционные семейные ценности» и как они влияют на современное общество?
В общем, Отечество в опасности. И то ли совпадение, то ли случайность, что и мировую историю в наших школах впредь думают преподавать без акцента на истории Европы… кажется, она уже тоже стала подрывной.
Не самое ли время вспомнить, как много вещей когда-то в обществе вызывали панику и оторопь, а теперь кажутся нам самыми безобидными из возможных?
Возьмем, например, плюшевых мишек.
В начале XX века некоторые защитники традиционных ценностей были уверены, что именно из-за мишек у девочек пропадет материнский инстинкт (которого, как мы теперь знаем, на самом деле и вовсе нет). «Игра с куклой для девочки — это естественно», — говорили они. А вот игра с плюшевыми мишками — это неестественно, это моральное разложение, а в обозримом будущем такая порочная практика должна была и вовсе привести к всплеску самоубийств.
Кто-то полагал, что мишки поспособствуют отупению нации, что заменят собой детям всех живых питомцев (что тоже воспринималось как катастрофа).
В некоторых школах Манхэттена плюшевых мишек запрещали: ведь если девочки не будут играть в куклы, то они не научатся шить! В общем, это была настоящая атака, и можно только поблагодарить небеса (и здравый смысл), что мишки выжили в этой войне и до сих пор производятся.
А теперь перенесемся в 1950-е. Объявлено наступление на комиксы: «они сделают детей глупыми», «они развратят детей», «с помощью комиксов детям нельзя рассказать о добром и вечном», «тех, кто рисует и придумывает комиксы, надо наказать». Да, такая риторика звучала в обществе всего 70 лет назад, а сегодня в формате комиксов защищают диссертации и рассказывают о жизни Ханны Арендт и Анны Франк.
Я специально останавливаюсь здесь на двух вещах, которые мы часто относим именно к детской культуре. Но в свое время демонизировали и много всего другого: машины, джаз, зеркала, самолеты, интернет etc.
И люди даже продолжили рожать детей, не разучились читать, некоторым девочкам все еще нравится шить, а домашние питомцы не повторили судьбу динозавров.
Так все же, может быть, лучше не европейскую историю элиминировать, а проводить, например, профилактику выгорания в среде российских педагогов и воспитателей? Духовное, конечно, в приоритете над материальным, но, возможно, и о школьных туалетах пора все-таки задуматься?
Ведь одна из попавших в список традиционных ценностей ценность — это достоинство. А его как-то уж очень сложно сохранять в недостойных обстоятельствах.