3 вредных сценария в любимых сказках — и что делать, если не хочется отказываться от чтения «Золушки»

Рассказывает детский психолог и сказкотерапевт.

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Сказки — один из первых источников знаний ребенка о мире. Это прекрасный мир, наполненный волшебными персонажами, удивительными приключениями и полезными уроками. Однако не все сценарии и послания в сказках столь безобидны. Часто в них скрываются вредные стереотипы, спорные модели поведения и устаревшие общественные нормы.

Рассмотрим несколько вредных сценариев, встречающихся в знакомых с детства сказках, и то, как они могут влиять на воспитание и мировосприятие детей. В этом нам поможет детский психолог Ирина Прокофьева.

Ирина Прокофьева

Детский психолог и сказкотерапевт, автор серии детских книг «Сказки для богатых детей»

Перекладывание на другого человека ответственности за собственное счастье. Свадьба как решение проблем

Один из наиболее искаженных сценариев в детской литературе. Героиня сказки оказывается в беде и полностью полагается на спасение извне — обычно со стороны храброго принца.

Рядом с этим сценарием стоит улучшение жизни через брак. Посчитайте, сколько известных сказок завершается свадьбой героини и прекрасного принца. Свадьба становится решением бытовых и финансовых проблем, спасением от опасных ситуаций, социальным лифтом для героини. У девочки, читающей такую сказку, создается иллюзия, что все жизненные трудности и заботы разрешатся, как только она найдет подходящего спутника жизни.

Примеры

Самый известный, конечно, — «Золушка». Героиня терпит множество невзгод — от унижений со стороны мачехи и сводных сестер до тяжелейшего труда по дому. Ее жизнь меняется только тогда, когда она выходит замуж за принца. Свадьба становится решением всех проблем, символизируя переход от страданий к счастью (а заодно и выход героини на новый социальный уровень).

«Спящая красавица». Героиня проводит большую часть жизни под заклятием, пока не появляется принц, который пробуждает ее поцелуем. В конце они женятся, и история завершается традиционным «долго и счастливо».

«Крошечка-Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Рапунцель» — в этих и многих других сказках героиню спасают из заточения, от испытаний и опасностей, тягот жизни и злых родственников. Брак символизирует решение всех бед героини.

Что здесь плохого?

Такие истории формируют стереотип о том, что девочка должна ждать своего «принца», который решит все проблемы и сделает ее счастливой. Так, вырастая, мы полагаем, что за наше счастье целиком и полностью отвечает партнер, обижаемся, требуем и обвиняем, если он вдруг этого не делает. Формируется пассивная позиция ожидания внешнего спасения вместо активных действий и самореализации.

Что делать родителям?

Включать в программу чтения истории, где героини достигают своих целей через усилия, трудолюбие, ум и смелость. Примеры сильных, независимых персонажей, которые строят свое счастье и будущее сами, могут помочь развить у детей уверенность в своих силах и способность достигать успеха без зависимости от других. Например, «Холодное сердце» и «Моана», где героини добиваются успеха и счастья благодаря своей силе, мужеству и поддержке семьи и друзей, а не за счет романтических жертв.

Интересное по теме

«Не выйти замуж — мое величайшее достижение». Корейская блогерша ведет популярный YouTube канал, где рассказывает о плюсах одиночества

Деньги — зло

В детских сказках деньги и богатство зачастую изображаются как что-то негативное и порочное. Богач обычно — жадный, жестокий или глупый злодей, а бедняк — щедрый, добрый и отважный. В конце сказки с богатым происходит беда или всеобщее осуждение, а бедный получает награду.

Примеры

«Кошкин дом». Богатая тетя Кошка — надменная и жестокая, как и все ее богатые друзья. Никто из них не готов помочь другому в беде — это делают только бедные котята.

В трогательной сказке «Девочка со спичками» бедная девочка замерзает на улице, пока бесчувственные богатые празднуют Новый год в своих теплых домах.

«Золотая антилопа». Бедный мальчик — добрый и отзывчивый, а богач — жадный и злой. В конце его ждет расплата — смерть под грудой камней.

Это лишь несколько примеров, но если сказка начинается со слов «Жили-были богатый и бедный» — этот сценарий непременно повторится.

Что здесь плохого?

Такие сказки могут формировать у детей искаженное понимание денег и богатства. Постоянное представление богатых персонажей как злодеев может привести к развитию негативного отношения к материальному благополучию и успешности. У детей может закрепиться мнение о том, что стремление к материальной обеспеченности — это плохо, а богатые люди злы и безнравственны. Здравствуйте, негативные убеждения: «Деньги — зло», «Деньги портят людей» и так далее.

Интересное по теме

«Ты не умеешь обходиться с деньгами, тебе нельзя их доверять, пусть они лучше будут у меня». Что такое финансовое насилие

Что делать?

Для формирования здорового отношения к деньгам важно показывать детям примеры, где богатство является результатом честного труда, мудрости и реализации собственных талантов, где богатые люди могут быть щедрыми, добрыми и вдохновляющими, помогать другим и строить свою собственную яркую и счастливую жизнь. Хороший пример — «Сказки для богатых детей» от автора статьи Ирины Прокофьевой.

Ради счастья нужно страдать

Очень коварный и широко распространенный сценарий. Нужно терпеть и страдать, пока не наступит заслуженная награда. В этих историях герои и героини вынуждены переносить тяжелые испытания, несправедливость и унижения, не делая попыток изменить ситуацию, пока в конце концов не получают счастье и вознаграждение за свои страдания.

Примеры

Снова наша Золушка: скромная и кроткая девушка, которая переносит жестокое обращение со стороны своей мачехи и сводных сестер. На протяжении всей сказки она проявляет смирение и покорность, выполняет дурацкие поручения, терпит обиды и унижения, а по вечерам плачет на чердаке, жалея себя и отца. В конце страдания героини вознаграждаются: ее замечает принц, и она становится его женой.

«Морозко». Настенька в этой сказке также проявляет терпение и покорность. Над героиней издевается жестокая мачеха, затем морозит лютым холодом Морозко, но Настенька все терпит: «Тепло, батюшка, тепло!» К слову, Марфа, которая попыталась отстоять свои границы и честно сказала, что ей холодно, была жестоко наказана: ее Морозко заморозил насмерть. Мораль: нужно терпеть, и награда придет.

Кроткая Дюймовочка терпит жаб, жуков и кротов, в «Синей Бороде» жена терпит жестокого мужа, пока извне не приходит помощь.

Интересное по теме

Найди отличие: насилие и домашнее насилие

Что здесь плохого?

Такие сказки могут внушать детям идею, что страдание является обязательным условием будущего успеха и счастья. Это может формировать представление о том, что вынужденное терпение и смирение — это путь к награде и что страдание само по себе является добродетелью. Что защищать свои границы и активно противодействовать злу в свой адрес нехорошо и даже опасно для жизни.

Что делать?

Важно показать детям, что успешность и счастье могут быть достигнуты через активные действия, личные усилия и мудрые решения, а не только через страдание и кротость. Сильные, самостоятельные герои, которые активно преодолевают трудности, могут вдохновить детей на проактивный подход к жизни. Хорошие примеры — «Храбрая сердцем» или «Мулан», где героини активно действуют, меняя жизненные обстоятельства.

И что теперь — не читать сказки?

Нет, я вовсе не призываю читателей выкинуть любимые с детства книжки. Ведь и полезного в них немало: традиционные сказки учат доброте и скромности, трудолюбию и отваге, нравственности и уважению к старшим. А чтобы уменьшить влияние вредных сценариев, я советую обязательно обсуждать с детьми прочитанные истории.

Как можно обсудить сказку с ребенком?

1. Поговорите о герое. Спросите ребенка, почему герой поступил так или иначе. Что ему помогало, что мешало? Кто дал ему лучший совет и почему? Какой момент был самым важным? Какой больше всего понравился? Задавайте открытые вопросы: так вы узнаете, что ребенок понял из сказки, а где ему нужно мягко подсказать правильный смысл истории.

2. Спросите у ребенка о нем самом. Можно задать такие вопросы: а у тебя было такое? А ты пробовал когда-нибудь так сделать? Что ты чувствовал? Что тебе мешало? Что могло бы помочь? Такая беседа — еще и отличный способ лучше узнать собственных детей.

3. Расскажите о себе. Поделитесь своей собственной историей, связанной со сказочным сценарием. Расскажите, что вы чувствовали, как вы справились (или не справились), какие были последствия, какие выводы вы сделали. Это поможет сделать отношения с ребенком более близкими и доверительными.

Важно: делитесь своими чувствами, а не читайте нотации, не морализируйте.

4. По возможности выбирайте хорошие сказки. Те истории, которые мы день за днем рассказываем своим детям, способны сформировать у них восприятие мира, самооценку и важные черты характера — пусть они будут адекватными и здоровыми.